
РОССИЙСКИЕ
МАСС-МЕДИА
В ГЕРМАНИИ
Как российская информационная 
война и дезинформация влияют 
на Германию
Д-р Сюзанне Шпан

АНАЛИЗ



Выходные данные
Издатель 
Фонд Фридриха Наумана за Свободу 
Карл-Маркс-Штрассе, 2
14482 Потсдам-Бабельсберг

    /freiheit.org
    /FriedrichNaumannStiftungFreiheit
    /FNFreiheit

Автор
Д-р Сюзанне Шпан
Российские масс-медиа в Германии
Как российская информационная война и дезинформация влияют на Германию 
Перевод с нем. Е.Сивуды. Ред. В.Олийныка

Редакция 
Отдел глобальных тем, 
Сектор международных отношений 

Контакты
Телефон +49 30 220126-34
Факс	 +49 30 690881-02
E-Mail service@freiheit.org

По состоянию на 
октябрь 2020

Примечание по использованию данной публикации
Это издание является информационным предложением Фонда Фридриха Наумана за Свободу.
Публикация доступна бесплатно и не предназначена для продажи. Она не может быть использована 
политическими партиями или работниками избирательных органов во время избирательной 
кампании с целью предвыборной рекламы (федеральные выборы, земельные выборы, выборы 
местных органов власти, а также выборы в Европейский парламент).

Лицензия
Creative Commons (CC BY-NC-ND 4.0)



Содержание
1.	 ИНФОРМАЦИЯ КАК ОРУЖИЕ_______________________________________4

2.	 ГЛОБАЛЬНАЯ МЕДИЙНАЯ КАМПАНИЯ РОССИИ____________________5

3.	 ФОКУС НА ГЕРМАНИЮ______________________________________________7

4.	 ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССИЙСКОЙ МЕДИА-СЕТИ В ГЕРМАНИИ______8
	 4.1.	 Ruptly TV и RT Deutsch_____________________________________________________8
	 4.2.	 Redfish и Maffick Media_____________________________________________________8
	 4.3.	 Россия Сегодня, Sputnik Deutschland и SNA-Radio________________________10	
	 4.4.	 Специальное оружие: тролли / «Агентство интернет-исследований»____10

5.	 ПРИМЕРЫ ИСКАЖЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ СОБЫТИЙ______________11
	 5.1.	 Селективный отбор и искажения фактов: Украина ______________________11
	 5.2.	 Тенденциозное освещение событий: выборы в Бундестаг 2017 г.
 		  и земельные выборы в Баварии 2018 г.___________________________________12
	 5.3.	 Российские СМИ и зарубежные поездки политиков 
		  «Альтернативы для Германии»____________________________________________14
	 5.4.	 Российские СМИ и зарубежные поездки депутатов Левой партии______16
	 5.5.	 Тенденциозное освещение событий: выборы в Европарламент 2019___17

6.	 ОХВАТ АУДИТОРИИ РОССИЙСКИМИ СМИ В ГЕРМАНИИ__________18

7.	 ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________22

8.	 ИСТОЧНИКИ_______________________________________________________23

9.	 АВТОР______________________________________________________________28

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 3



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 4

1.  Информация как оружие
Информация всегда была оружием, с помощью кото-
рого можно вводить врага в заблуждение в военных 
и политических конфликтах. Умышленно ложная ин-
формация с целью обмана называется дезинформа-
цией¹. С переходом на цифровое вещание распростра-
нение дезинформации стало глобальной проблемой. 
В этом обвиняются отдельные лица, медиакомпании 
или государства. С этим часто ассоциируются аме-
риканский президент Трамп и Fox News, но и такие 
государства, как Китай, Иран и Россия, также оказы-
ваются в центре внимания². Ниже рассматриваются 
особенности дезинформации, распространяемой рос-
сийскими государственными СМИ в Германии.

Информационная политика российского руководства 
является частью гибридной войны, имеющей в своем 
распоряжении целый репертуар методов. Эти орудия 
подрывной деятельности используются против Укра-
ины, других западно-ориентированных государств на 
постсоветском пространстве, а также Запада. Бла-
годаря переписке высокопоставленного чиновника 
администрации президента России Владислава Сур-
кова, опубликованной украинской хакерской группой, 
больше известно о методах воздействия на иностран-
ные государства. Эти методы варьируются от ис-
пользования средств массовой информации, «мягкой 
силы» и пиара до экономических рычагов, акций про-
теста и военных операций³. Российские инструменты 
в западных государствах ориентированы на шпионаж, 
информационную войну, кибератаки, влияние на вы-
боры и убийство противников режима, как в случае с 
бывшим агентом КГБ Александром Литвиненко и от-
равлением Сергея Скрипаля в 2018 году4.

Российское руководство видит себя в продолжаю-
щейся холодной войне против Запада, как подчеркнул 
президент Владимир Путин в своем обращении к Фе-
деральному собранию в 2014 году5. Конфликт вокруг 
Украины послужил искрой для новой напряженности 
с Западом, поскольку действия кремлевского руко-
водства вступили в противоречие с международным 
правом. Для того, чтобы ознакомить зарубежную об-
щественность со своей собственной трактовкой со-
бытий, международное агентство Sputnik International 
и российский международный телеканал RT начали 
глобальное медиа-наступление6. Этот конфликт осо-
бенно четко показывает, как информация и СМИ ис-
пользуются Россией в качестве оружия. Ассоциация 
Украины с ЕС и ее сотрудничество с НАТО оценива-
ются Россией очень негативно. В глазах российского 
руководства США и их союзники проводят политику, 
направленную на отделение Украины и других постсо-
ветских государств от России и подчинение региона 
американскому влиянию. Так же, как США когда-то 
хотели развалить Советский Союз, теперь они хотят 
расколоть Россию, заявил секретарь Совета безопас-
ности РФ Николай Патрушев в интервью «Российской 
газете». 

Смена власти в Украине интерпретируется как 
«переворот», который был поддержан США, заявил 
Патрушев в октябре 2014 года7.

Стратегии нового этапа информационной войны на-
ходятся на столах политических лидеров России не 
позднее начала 2013 года. Так, начальник генераль-
ного штаба Валерий Герасимов говорил о растущем 
значении невоенных средств, «которые в ряде случа-
ев гораздо эффективнее военных. Они дополняются 
скрытыми военными мерами, в том числе мерами 
контрразведки, силами специальных операций и ис-
пользованием протестного потенциала населения»8. 
Средства массовой информации играют особую роль 
в составе невоенных средств. За рубежом освещение 
событий направлено в первую очередь против США, 
статус мировой державы которых атакует Россия. По 
мнению Путина, телеканал RT должен «сломать мо-
нополию англо-саксонских СМИ»9. Международное 
информационное агентство «Россия Сегодня», второй 
столп российской зарубежной журналистики наряду 
с RT, видит свою задачу в аналогичном свете10. Рос-
сийские зарубежные СМИ хотят добиться того, что 
они называют «объективным восприятием мира». 
Влияние на общественное мнение за рубежом офици-
ально упоминается в качестве цели, о чем говорится 
в концепции внешней политики России на 2013 год¹¹. 
Ведущие представители СМИ подчеркнули, что они на-
ходятся в информационной войне: главный редактор 
международного телеканала RT Маргарита Симоньян 
назвала свой канал «министерством обороны» Крем-
ля, «оружием, как и любое другое»¹².

Гибридная война организована и контролируется ад-
министрацией президента в Москве. Подробное пред-
ставление об операционных бизнес-процессах дает 
переписка личного советника президента Владислава 
Суркова, которая стала достоянием общественности в 
2016 и 2017 годах через украинскую хакерскую группу 
«Киберальянс»¹³. Долгое время Сурков играл решаю-
щую роль в формировании внутренней политики Рос-
сии и считается творцом «управляемой демократии». 
В 2000-е годы главный идеолог и «отец российского 
пиара» считался вторым самым влиятельным челове-
ком в государстве. Он поставил ведущие российские 
СМИ под контроль государства. С 2014 года Сурков 
является личным советником Путина по вопросам ок-
купированных территорий Грузии и Украины. Родив-
шийся в Чечне политтехнолог сыграл важную роль в 
организации вторжения России на восток Украины. 
Он контролирует боевиков-сепаратистов по телефону 
и лично, что подтверждается фотографией Суркова в 
кругу донбасских боевиков14.

«Архитектор украинской политики России» принимает 
участие в переговорах в нормандском формате и ез-
дит с Путиным в страны Запада, несмотря на то что он 
находится в санкционном списке ЕС и США15.



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 5

2. Глобальная медийная кампания России

Электронные письма Суркова и его соратников стали 
известны как «сурковские утечки» после публикации 
в СМИ. Подлинность этих электронных писем была 
подтверждена партнерами по переписке и проверена 
лабораторией цифровых криминалистических иссле-
дований американского аналитического центра Ат-
лантический совет (Atlantic Council)16.Гибридная война 
связана с «активными мерами» политической войны, 
известными еще с советских времен. При этом КГБ 
целенаправленно пытался дискредитировать врага 
перед мировой общественностью. Дезинформация 
распространялась уже в то время, новым стало ис-
пользование современных технологий. Просочившие-
ся электронные письма детально показывают проце-
дуру дестабилизации ситуации в Украине: на позиции 
вводятся российские сотрудники ГРУ и местные про-
российские акторы. С использованием СМИ, прово-
каторов, платных демонстрантов и насильственных 
действий весь юго-восток Украины был дестабили-
зирован. Целью была балканизация Украины, распад 
страны на несколько частей. Однако в долгосрочной 
перспективе только две «народные республики» Лу-
ганская и Донецкая на Донбассе могли быть взяты 
под российский контроль17.

В то время как Сурков организует гибридную войну 
России в Украине и Грузии, другой поверенный Путина 
в администрации президента Алексей Громов продол-
жает контролировать основные национальные СМИ и 
особенно государственные телеканалы. Громов счи-
тается «руководителем российской государственной 
пропаганды»18. Свою карьеру он начал как дипломат 
и руководитель пресс-службы первого президента 
России Бориса Ельцина. Позднее он стал пресс-секре-
тарем Путина и участвовал в ликвидации медиа-хол-
дингов олигархов, критикующих Кремль. С 2008 года 
— он в качестве первого заместителя главы Адми-
нистрации Президента — отвечает за телевидение и 
пресс-службы исполнительной власти. Исполненный 

Президент Путин в своем указе от 9 декабря 2013 года 
заявил, что будет более эффективно организовывать 
работу российских государственных СМИ. Инфор-
мационное агентство РИА Новости — крупнейшее и 
самое современное агентство России — было объе-
динено с зарубежной телекомпанией «Голос России», 
таким образом образовалось международное инфор-
мационное агентство «Россия Сегодня». Согласно 
указу, задача этого нового агентства — «освещение 
за рубежом государственной политики Российской 
Федерации и российской общественной жизни»24. Но-
вая медиа-группа включена в «список стратегических 
предприятий РФ», имеющих особое значение для обо-
роноспособности и безопасности государства25.

В ноябре 2014 года «Россия Сегодня» запустила 
глобальный медиа-проект под названием «Sputnik 
International». Его возглавляет генеральный директор 
Дмитрий Киселёв, ведущий передачи «Вести недели» 
на государственном телеканале «Россия 1». Киселёв 
освещал аннексию Крыма в средствах массовой ин-
формации и ставит под сомнение суверенитет Укра-
ины. К 2015 году «Россия Сегодня» планировала ве-
щание в 130 городах 34 стран мира на 30 языках. В 
2014 году корреспондентская сеть «России Сегодня» 
насчитывала 40 представительств по всему миру26. 
Соизмеримо с планами «Sputnik International», «Россия 
Сегодня» должна была как минимум втрое увеличить 
количество своих представительств. Неясно, достиг-

ответственности Громов прославился своим заявле-
нием: «Ни хера не работает, если сам не сделаешь»19. 
Обычно по четвергам в кабинете Громова собираются 
главы государственных и формально частных теле-
каналов, а также главные редакторы национальных 
газет, таких как «Коммерсантъ», сообщили бывшие 
участники этой конференции платформе российских 
журналистов-расследователей «Проект»20. В статье 
документально подтверждается, как все основные 
СМИ, в том числе зарубежные, RT и «Россия Сегод-
ня», управляются и контролируются администраци-
ей президента²¹. Громов обсуждает текущие события 
с главными редакторами и дает указания, как  о них 
сообщать. В случае нежелательных тем дается указа-
ние: «А на это можно не обращать внимания». Внутри 
страны освещение событий государственными СМИ в 
основном направлено против оппозиции и инакомыс-
лящих. Они дискредитируются целенаправленными 
ложными сообщениями²².

Громов также играет центральную роль в вещании за 
рубежом. В 2005 году вместе с бывшим министром пе-
чати, телерадиовещания и СМИ Михаилом Лесиным он 
основал международную вещательную компанию RT 
и добился назначения Маргариты Симоньян главным 
редактором RT и «России Сегодня». Симоньян также 
принимает участие в еженедельных встречах в Крем-
ле и является важным доверенным лицом Громова. 
Главный редактор, ее муж и сестра руководят важны-
ми пиар-проектами для российского государства. Как 
и Сурков, Громов входит в санкционный список ЕС. В 
качестве обоснования в документе ЕС говорится: «Как 
первый заместитель главы администрации президен-
та он несет ответственность за поручение российским 
СМИ занять позитивную позицию по отношению к се-
паратистам в Украине и аннексии Крыма, тем самым 
поддерживая дестабилизацию восточной Украины и 
аннексию Крыма»²³.



нута ли эта цель. На сайте «Sputnik» упоминаются 
восемь городов (Москва, Вашингтон, Пекин, Берлин, 
Париж, Каир, Лондон, Эдинбург), в остальном говорит-
ся лишь о том, что агентство представлено «по всему 
миру»27. 

Важнейшую роль за рубежом играет телеканал RT — 
об этом свидетельствуют его финансовые ресурсы. 
По состоянию на конец 2014 года RT управляло 22 
офисами в 19 странах28. Вопреки распространенному 
мнению, RT не входит в состав агентства «Россия Се-
годня», а управляется автономной некоммерческой 
организацией «ТВ-Новости»29. RT Deutsch вышла на 
немецкий медиа-рынок в ноябре 2014 года, первона-
чально с онлайн-порталом, за которым в 2015 году 
должен был последовать телеканал, но пока этого 
не произошло. Уже в начале 2015 года казалось со-
мнительным, что глобальная медиакампания может 
быть реализована так, как запланировано, так как в 
связи с падением курса рубля бюджет RT и «России 
Сегодня» на 2015 год снизился до 301 млн. евро, что 
соответствует потере стоимости в размере около од-
ной трети30.

Российское руководство постоянно увеличивало бюд-
жет RT и «России Сегодня» (см. таблица 1) и на 2020 
год бюджет достиг рекордного уровня чуть ниже 430 
млн евро (30,5 млрд рублей, по курсу на 2 декабря 
2019 года)31. Для сравнения: Deutsche Welle также по-
лучала все больше денег, но с бюджетом в чуть менее 
366 млн евро находится значительно ниже российско-

го уровня32. Щедрое финансирование подчеркивает 
то значение, которое Кремль придает внешней меди-
аполитике. Представители российских СМИ, такие как 
директор «России Сегодня» в Берлине Андрей Иванов-
ский33 и главный редактор RT Deutsch Иван Родионов 
подтвердили, что их работа финансируется россий-
ским государством34. 

RT — с бюджетом в 324 млн. евро (23 млрд. рублей, 
обменный курс на 3.12.2019) на 2020 год — государ-
ственная вещательная компания со второй по вели-
чине субсидией в России35 — постоянно расширяет 
свой языковой диапазон и сеть представительств. В 
2005 году RT начал транслировать свои англоязыч-
ные программы в Москве, которые транслировались 
через спутник в Великобритании и некоторых странах 
ЕС. В России также выпускаются программы на араб-
ском (2007 г.) и испанском (2009 г.) языках. В 2010 
году в Вашингтоне была открыта вторая студия RT 
America36. Евромайдан в Украине дал мощный толчок 
к расширению: в 2014 году была открыта лондонская 
студия RT UK, а RT Deutsch запустила онлайн-портал 
в Берлине. Спустя год вышел в сеть интернет-портал 
RT en Français37. В связи с президентскими выборами 
во Франции в 2017 г. RT расширил свое присутствие, 
открыв студию в Париже и с тех пор предлагает теле-
программу на французском языке38. Там RT удалось 
успешно развиться, особенно в социальных сетях 
с 1,5 млн. подписчиков. Верный девизу «враг моего 
врага — мой друг», RT демонстрирует солидарность с 
движением желтых жилетов и критикует французское 

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 6



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 7

3.	 Фокус на Германию

правительство39 — такую стратегию можно наблю-
дать и в Германии (см. раздел 5.2.). Портал «России 
Сегодня» Sputniknews доступен на всех континентах 
на 31 языке, включая оккупированные территории 
Грузии (Осетия и Абхазия)40. Однако экспансия рос-
сийских государственных СМИ приветствовалась не 
везде. В некоторых скандинавских и балтийских стра-
нах Sputniknews встретил особенно ожесточенное 
сопротивление. Например, в марте 2016 года Sputnik 

Германия находится в центре внимания российского 
информационного наступления. Российское руковод-
ство ищет союзников для своего курса в западноев-
ропейских государствах. Тем самым она хочет вбить 
клин в союз между США и Европой и изолировать 
членов ЕС, критикующих Россию, таких как Польша 
и страны Балтии43. Постоянная критика НАТО и ЕС со 
стороны российских зарубежных СМИ направлена на 
то, чтобы заставить население усомниться в значимо-
сти этих организаций. Сообщения немецких средств 
массовой информации также подвергаются критике, 
поскольку они якобы замалчивают правду. Примером 
может служить «Der fehlende Part» («Недостающее зве-
но»), новостная программа, которая транслируется на 
сайте RT Deutsch. RT Deutsch и Sputnik утверждают, 
что предлагают «альтернативный источник инфор-
мации, за пределами мейнстрима». «Наша цель — со-
здать контр-общественность и показать манипуляции 
со СМИ», — говорится на сайте RT Deutsch44. Sputnik 
Deutschland также пишет о себе: «Sputnik сообщает о 
том, о чем другие молчат»45.

Рисуется очень негативная картина Германии: прави-
тельство якобы является марионеткой США, демокра-
тия несовершенна, средствами массовой информации 
манипулируют. Существующие в обществе сомнения, 
такие как евроскептицизм, широко распространенное 
разочарование в средствах массовой информации 
или антиамериканская неприязнь умело принимаются 
и инструментализируются. Цель заключается в углу-
блении существующих конфликтов, особенно по во-
просу о мигрантах, и, таким образом, в дезинтеграции 
общества. В то же время заступники России получают 

медийную поддержку с целью дальнейшего распро-
странения российских позиций. Мнения поляризуют-
ся, с четким разделением на друзей и врагов, при этом 
параметром служит отношение к руководству прези-
дента Путина. Соответственно, политики АдГ, левые, 
некоторые либералы и христианские социалисты, и 
особенно некоторые известные социал-демократы 
изображаются в благоприятном свете. С другой сто-
роны, правительство и особенно канцлер Меркель, 
вообще критикующие Путина круги общества, стили-
зуются под врагов и наделены соответствующими 
атрибутами, такими как «русофобы» и «воины эпохи 
холодной войны» (см. раздел 5.2.). 

Медийное разнообразие можно изначально интер-
претировать позитивно. Проблематичным оно стано-
вится, когда эти СМИ поддерживаются политической 
повесткой дня, которую трудно совместить с неза-
висимым освещением событий. Информация этих 
российских СМИ за рубежом часто тенденциозна или 
даже манипулируется и поэтому не способствует мно-
гообразию мнений. Она создает путаницу и недоверие. 
В то время как в авторитарной России информация в 
значительной степени контролируется, российское 
руководство использует открытое общество, подоб-
ное немецкому, для достижения своих политических 
целей через средства массовой информации46. Рос-
сия заинтересована не только в том, чтобы добиться 
особых полномочий в интерпретации спорных вопро-
сов, но и в том, чтобы оказывать целенаправленное 
влияние на внутреннюю и внешнюю политику. Это 
особенно четко проявилось в освещении событий пе-
ред парламентскими выборами 2017 года и европей-
скими выборами 2019 года (разделы 5.2, 5.5.)

прекратил работу своего шведского портала вслед-
ствие публичной критики41. Аналогичным образом, в 
ноябре 2019 года Sputnik был вынужден через четыре 
года отозвать из Эстонии 35 своих сотрудников, так 
как эстонские банки отказались выплачивать зарпла-
ты и другие платежи. Это было обосновано тем, что 
в отношении генерального директора Киселёва дей-
ствуют санкции ЕС42.



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 8

4.	 Представители российской 
	 медиа-сети в Германии

4.1.	 RT Deutsch и Ruptly TV

Видеоагентство Ruptly TV, дочернее предприятие за-
рубежной телекомпании RT, находится в Берлине и 
начало свою деятельность в апреле 2013 года. Ruptly 
имеет 25 офисов по всему миру, и, по его собствен-
ным данным, в Берлине работает многонациональная 
команда из 24 сотрудников47. Первоначально берлин-
ский филиал возглавлял Иван Родионов, а в настоя-
щее время директором берлинского офиса является 
Динара Токтосунова48. В начале ноября 2014 года был 
запущен новостной портал RT Deutsch, офис которо-
го изначально располагался по тому же адресу, что 
и Ruptly, но с тех пор переехавший в студию в Берли-
не-Адлерсхофе49. 

Немецкая студия RT в Берлине-Адлерсхофе

Главный редактор Родионов — востребованный собе-
седник в немецких СМИ. До основания Ruptly в 2013 
Родионов был главным редактором в берлинском 
офисе RT и руководителем российского телекана-
ла РТР в Германии50. Что касается персонала, то RT, 
по-видимому, делает ставку на молодых сотрудни-
ков. Ведущая «Недостающего звена» Ясмин Козубек 
изучала деловое администрирование и, согласно ее 
собственным заявлениям, получила свою первую 
постоянную должность в RT51. В редакции RT Deutsch 
работают 30 постоянных сотрудников, редакторов и 
техников. Большинство редакторов не имеет журна-
листской подготовки, как показало расследование 
под прикрытием программы «Экстра»52. Журналисты 
открыто признались, что придерживаются редакцион-
ной линии российского государственного вещателя и 
распространяют пропаганду. В официальном заявле-
нии редакции, однако, было указано, что освещение 

событий не подвержено влиянию со стороны россий-
ского правительства или других официальных орга-
нов53.

RT Deutsch должен был быть запущен как телевизи-
онный канал еще в 2015 году, но пока доступна только 
его интернет-платформа и канал на YouTube. В нача-
ле 2019 года немецкие СМИ сообщили, что бывший 
главный редактор немецкой телерадиокомпании MDR 
Вольфганг Кеннтемих выступал лоббистом RT и агити-
ровал за телевизионную лицензию. Однако перспек-
тивы были неблагоприятными, так как телеканалам, 
финансируемым государством, получение лицензии 
в Германии запрещено законом. RT International за-
регистрирован в Великобритании и осуществляет от-
туда спутниковое вещание в страны ЕС54. Немецкий 
союз журналистов (DJV) предостерег государствен-
ные органы СМИ от выдачи лицензии на вещание. RT             
является пропагандистским инструментом Кремля, 
согласно заявлению DJV. Союз сослался при этом на 
исследование автора данной брошюры о российских 
средствах массовой информации в Германии55.

Бывший редактор RT Deutsch Леа Фрингс после свое-
го ухода из RT предупредила в медиа-журнале «Zapp», 
что потеря доверия людей к немецкой прессе толкнет 
их в объятия так называемых альтернативных СМИ, 
таких как RT Deutsch56. «Они думают, что могут полу-
чить там альтернативное мнение, но они его там опре-
деленно не получат». В RT Deutsch она поначалу виде-
ла возможность «дать новый импульс журналистике 
в Германии». На самом деле, в RT Deutsch все было 
наоборот, — по словам Фрингс, — «Умелая пропаган-
да всегда делается очень тонко. Ты не показываешь 
всю картину». Фрингс также отметила сдвиг вправо 
в освещении событий: вначале были представлены 
и левая, и правая позиции. Но затем телеканал явно 
решил сконцентрироваться на правой целевой груп-
пе. RT Deutsch брал интервью у правых популистов и 
позволял им говорить, не возражая. «Это не журнали-
стика», — критиковала Леа Фрингс в «Zapp». Анализ 
освещения событий RT Deutsch подтверждает эту 
оценку (см. разделы 5.2., 5.5.).

4.2.	 Maffick Media и Redfish

В начале 2018 года Ruptly TV основал две дочерние 
фирмы, работающие в сфере социальных сетей: 
Redfish GmbH и Maffick Media GmbH. Они обе также 
базируются в столице и управляют каналами Redfish, 
In the Now, Waste-Ed и Soapbox, которые можно уви-
деть на Facebook, Instagram и YouTube57.



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 9

Образ этически ориентированного просветителя: 
Maffick Media Скриншот FN.62

Новые социальные медиаканалы призваны воспол-
нить пробел у левой аудитории. В Redfish внимание 
сосредоточено на социально-критических темах, это 
«платформа для людей», как говорится на сайте фир-
мы58. Redfish является 100-процентной дочерней ком-
панией видеоагентства Ruptly и хочет, как и послед-
нее предложить альтернативу под девизом «против 
течения»59. Исполнительный директор Лиззи Фелан 
(Lizzie Phelan) описывает Redfish как канал, который 
публикует «новаторские репортажи на низовом уров-
не». «Наша целевая аудитория — это любой, кто сыт по 
горло основной медиа-индустрией, которая является 
одной из самых социально эксклюзивных отраслей в 
мире, и в которой работают журналисты, часто име-
ющие большую связь с власть имущими, чем с мас-
сами людей, которым наша профессия призвана слу-
жить», — говорит исполнительный директор компании 
Redfish60.

Канал In the Now, управляемый Maffick Media, в ос-
новном показывает аполитичные и эмоционально 
заряженные видео, которые имеют высокую развле-
кательную ценность. In the Now был изначально про-
граммой на RT America, модератором которой была 
Анисса Науэй. Ранее американка Науэй работала ак-
трисой в Москве, где была нанята будущим главным 
редактором RT Маргаритой Симоньян в качестве кор-
респондента российского телевидения61. В настоящее 
время Науэй является ведущей и исполнительным 
директором Maffick Media GmbH и владеет 49 процен-
тами акций, контрольный пакет принадлежит Ruptly. 
В последнее время Maffick Media прилагает большие 
усилия для того, чтобы дать образ этически ориен-
тированного просветителя. Например, на домашней 
странице значится: «Мы связываем этичные бренды с 
этичными людьми», а слоган на странице In the Now в 
Facebook — «Kindness is dope» («Доброта — это круто»). 
Используемая аббревиатура ITN копирует одноимен-
ный известный британский новостной канал62.

Российские нарративы добавляются довольно 
ненавязчиво. Европейский аналитический отдел 
EUvsDisinfo описывает «рецепт RT для выхода на мо-
лодую и международную аудиторию» следующим 
образом: «Начните онлайн-проект под названием «In 

the Now», найдите в качестве модераторов носителей 
английского языка, разработайте контент с высокой 
развлекательной ценностью и приправьте это все 
контентом, передающим российскую перспективу»63. 
В 2018 году Maffick Media вышел в онлайн с новыми 
каналами Back Then и Waste-Ed. Канал Back Then на 
исторические темы был впоследствии закрыт, вместо 
него сайт Soapbox предлагает якобы альтернативные 
мнения под лозунгом «непопулярные мнения, выска-
занные громко»64. Waste-Ed ориентирован на экологи-
чески сознательную аудиторию и критикует загрязне-
ние окружающей среды65. 

Новые цифровые компании Maffick Media и Redfish 
позиционируют себя как независимые СМИ. Поэтому 
их Facebook-каналы Redfish и In the Now скрыли фи-
нансирование со стороны российского государства, 
— ни в выходных данных, ни в самопрезентации не 
упоминается об их принадлежности к материнским 
компаниям Ruptly и RT. Член Бундестага от Зелёных 
Канан Байрам дала интервью Redfish, не зная о его 
принадлежности к Ruptly. Впоследствии Байрам кри-
тично заявила, что была обманута Redfish, и не хотела 
иметь ничего общего с Ruptly или RT66. 

Из-за отсутствия прозрачности в феврале 2019 года 
Facebook закрыл страницы Maffick Media. Этому пред-
шествовал репортаж на CNN, в котором были выяв-
лены связи компании с Кремлем. Глава RT Симоньян 
говорила о «скандале», утверждая, что CNN — это «пра-
вая рука НАТО»67. Поскольку в США Россию обвиняют 
в том, что она оказала влияние на президентские вы-
боры 2016 года, социальные сети подвергаются дав-
лению. Facebook заявил, что он попросит ответствен-
ных за страницы Maffick предоставить информацию о 
материнской компании. Redfish пощадили, потому что 
в Facebook, по крайней мере, была ссылка на выход-
ные данные Redfish GmbH68.

В этом контексте представляет интерес, что большин-
ство сотрудников Maffick Media работают в США. Тем 
не менее, компания была основана в Германии. Это 
позволило избежать регистрации в качестве «ино-
странного агента». В США так называют лоббистов, 
работающих от имени зарубежных стран с намере-
нием подорвать политическую систему США. По этой 
причине RT и Sputnik были занесены в «Акт о регистра-
ции иностранных агентов (FARA). Изначально Maffick 
Media пытался держать в секрете свои связи с Росси-
ей. Генеральный директор компании Дж. Рэй Спаркс 
заявил в интервью CNN, что это «стандартная дело-
вая практика» — не раскрывать владельцев страницы 
в Facebook, и что общественность также не заинтере-
сована в такой информации69. 

Тем не менее, Maffick Media был вынужден отреаги-
ровать на блокаду со стороны Facebook и временно 
указал связь с RT и Ruptly. Страницы в Facebook In the 
Now и Waste-Ed снова появились в сети с августа 2019 
года70. Однако весной 2020 года эту ссылку опять уда-
лили со страниц Maffick Media в Фейсбуке. В выходных 
данных и в разделе контактов указан американский 



адрес в Лос-Анджелесе, что создает впечатление, что 
это американская компания.

Штаб-квартира компании в Берлине упоминается ско-
рее случайно в одном длинном тексте, материнская 
компания Ruptly вообще больше не упоминается. 
Таким образом, пользователям имитируется якобы 
независимость. Redfish хоть и указывает Ruptly на 
своем веб-сайте, но все же утверждает, что он «на 
100% редакционно независим»71.

4.3.	 Россия сегодня, Sputnik 
Deutschland и SNA-Radio

С начала 2014 года МИА «Россия Сегодня» предлагает 
новости и радиопрограммы под лейблом Sputniknews. 
Его предшественники — информационное агентство 
РИА Новости и радиостанция «Голос России», которые 
в конце 2013 года объединились в «Россию Сегод-
ня»72. После основания «России сегодня» «Голос Рос-
сии» вначале был переименован в «Радио Sputnik». В 
декабре 2014 года радиостанция была переименована 
в SNA Radio, SNA расшифровывается как Sputnik News 
Agency73. SNA Radio можно найти на сайте Sputnik 
Deutschland74.

Директор берлинского офиса МИА «Россия Сегодня» 
— Андрей Ивановский, ранее возглавлявший немец-
кий офис РИА Новости и бывший московский сотруд-
ник австрийского журнала «Профиль»75.
Двенадцать радиожурналистов бывшего «Голоса Рос-
сии» работают в берлинской редакции «Россия Се-
годня», объяснил он в интервью76. Информация для 
сайта поставляется непосредственно из Москвы, где 
работает большая редакция, насчитывающая около 
20 журналистов, которые пишут исключительно для 
сайта Sputnik Deutschland77. Ивановский пояснил, что 
наиболее важные темы определяются на редакци-
онном совещании в Москве, на котором берлинская 
редакция также вносит свои предложения. «Не менее 
90 процентов контента на немецком сайте Sputnik по-
ступает из Москвы», — сказал Ивановский. «Sputnik 
Deutschland ежедневно публикует около 80 постов, 
включая аудиозаписи и фотографии. В Берлине мы 
больше концентрируемся на радиопередачах». Таким 
образом, директор берлинского офиса дал понять, 
что не только финансирование, но и большая часть 
контента поступает из Москвы. На веб-сайте Sputnik 
Deutschland, напротив, утверждается, что редакторы 
свободны в выборе тем и что их осведомляют только 
о технических ошибках. В Facebook Sputnik информи-
рует, что «представителям всех российских органов 
власти запрещено законом оказывать влияние на 
редакционную политику». Глядя на меры контроля со 
стороны администрации президента (см. раздел 1), 
можно сделать вывод, что эта информация неверна. 
Это еще один пример того, как симулируется редакци-
онная независимость78.

SNA Radio или Mega Radio, как российскую станцию ​​

называют в некоторых федеральных землях, также 
позиционируют себя как независимые и альтернатив-
ные СМИ. Происхождение как российского государ-
ственного средства массовой информации скрыто аб-
бревиатурой SNA и нейтральным названием «Мега». 
Mega Radio можно принимать в Гессене и Баварии 
через цифровое радио DAB +. Mega Radio Bayern ре-
кламирует на своем веб-сайте «лучшую музыку и са-
мые актуальные новости», но в выходных данных нет 
никаких указаний на то, что SNA означает «информа-
ционное агентство Sputnik» и что это —российская го-
сударственная вещательная компания79.

В Берлине и Бранденбурге в марте 2019 года деятель-
ность Mega Radio была остановлена судами. Высший 
земельный суд и Федеральный конституционный суд, 
таким образом, подтвердили решение Medienanstalt 
Berlin-Brandenburg (mabb), отклонившего заявление на 
вещание DAB+. По словам директора mabb Аньи Цим-
мер, судьи «выразили сомнения в статусе вещателя 
Mega Radio, так как радио в значительной степени за-
висит в финансовом отношении от государственной 
медиакомпании «Россия Сегодня»80. Mega Radio полу-
чает от «России Сегодня» двенадцать часов передач 
каждый день и получает за это вознаграждение. Од-
нако станция так легко не сдается. Mega Radio подала 
заявку на получение общенациональной лицензии в 
Гессене81.

4.4.	 Специальное оружие: тролли / 
«Агентство интернет-исследований»

Для платных активистов в интернете появился термин 
«тролли». В России в «Агентстве интернет-исследова-
ний» заняты подобные активисты, которые осущест-
вляют манипуляции в сети по поручению государства. 
При этом они влияют на общественные настроения 
на интернет-форумах и в колонках с комментариями 
в интересах российского правительства82. Агентство 
было официально зарегистрировано в Санкт-Петер-
бурге в 2013 году83. Спустя год компания была преоб-
разована в ООО «Агентство интернет-исследований»). 
Генеральный директор — Михаил Быстров, отставной 
полковник милиции из Санкт-Петербурга84. 

«Агентство интернет-исследований», так называе-
мая «фабрика троллей», финансируется олигархом 
Евгением Пригожиным. Пригожина также называют 
«поваром Путина», поскольку его холдинг «Конкорд» 
занимается организацией питания Кремля и других 
государственных предприятий. Агентство получило 
международную известность благодаря своему вме-
шательству в выборы 2016 года в США, которое было 
задокументировано Комиссией Мюллера.
Министерство финансов США заявило, что «милли-
оны людей» были введены в заблуждение фальши-
выми аккаунтами на Facebook, выдававшими себя 
за американские85. Кроме того, была массово раз-
мещена политическая реклама, скрывавшая свое 
российское происхождение. Пригожин, его компании 

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 10



и двенадцать сотрудников «фабрики троллей» были 
санкционированы Вашингтоном за их вмешательство 
в выборы в США86. 

Наиболее важные сведения о «фабрике троллей» по-
ступили из российских газет «Мой район» и «Новая 
газета», поскольку их сотрудники смогли провести 
собственное расследование в агентстве. Согласно 
сообщению петербургской газеты «Мой район», на 
начальном этапе в агентстве работали около 400 
человек87. В 2015 году его бюджет составил около 
250 000 евро в месяц. Было опубликовано видео из 
самого агентства, а также интервью с бывшими со-
трудниками. Как сообщила газета, предпосылка для 
трудоустройства в агентстве — позитивное отноше-
ние к правительству, а не квалификация88. Все со-
трудники должны подписать соглашение о конфиден-
циальности и контролируются офисными камерами 
видеонаблюдения89. По словам бывшего сотрудника 
Марата Буркхарда, рабочее задание — 150 проправи-
тельственных комментариев в смену. Он зарабатыва-
ет около 600 евро в месяц, англоговорящие сотрудни-
ки получают более 1000 евро90.

Были обнародованы также «технические указания» 
по выбору и освещению тем. Сотрудникам раздава-
лись списки, в которых определялась точная после-
довательность тем91. Кроме того, были даны точные 
указания о том, как следует структурировать статью, 
например, по теме «оппозиция»92.

Работа проходит в две смены по двенадцать часов в 
каждой. Есть разные отделы: один комментирует но-
вости, другой рисует карикатуры на политиков, таких 
как российский оппозиционер Алексей Навальный, а 

третий посвящен блогам93.
Платформа Twitter предоставила дополнительную 
информацию о деятельности «Агентства интер-
нет-исследований», опубликовав архив из около 
десяти миллионов твитов в 2018 году. Исследователи 
должны иметь более полное представление о том, 
как работают тролли, объяснил этот шаг Твиттер. 
Большинство из 5000 аккаунтов этого архива были 
из России94. Тролли особенно активизировались во 
времена сильной поляризации общественности, на-
пример, перед выборами в Бундестаг 2017 г. Соответ-
ственно, наиболее часто используемыми хэштегами 
в Twitter были #Merkel и # Flüchtlinge (беженцы)95. 
Таким образом тролли поддерживали кампанию 
против канцлера Меркель (см. раздел 5.2.).
На общественную дискуссию влияют сетевые ак-
тивисты, занимающие крайние позиции за и про-
тив. Цель — разделить общество на непримиримо 
противостоящие лагеря.  Этот метод разделения 
используется на международном уровне, о чем 
свидетельствует исследование профессоров Дар-
рена Линвилла и Патрика Уоррена из Университета 
Клемсона о об образе действий российских интер-
нет-активистов в США96. Согласно выводам исследо-
вателей, формула успеха — это «своего рода психопи-
ар, использующий тот факт, что люди любят верить 
в то, что подтверждает их мировоззрение и редко 
в этом сомневаются». Поэтому профессиональная 
дезинформация осуществляется не только аккаунта-
ми, мнение которых отвергается, но и теми, которые 
дают пользователю ощущение правоты. Сообщения 
из собственного медиа-пузыря редко проверяются 
перед ретвитом. «Они нас изучили. Они знают, как 
использовать наши предубеждения и хэштеги в своих 
целях», — пишут ученые из Университета Клемсона97.

5.	 Примеры искаженного освещения
	 событий
5.1.	 Селективный отбор и искажения 
фактов: Украина 

Конфликт в Украине является особенно хорошим при-
мером селективного отбора и искажения фактов как 
средства воздействия на общественное мнение. Роль 
России, которая нарушила международное право по-
средством аннексии Крыма и военной интервенции 
на востоке Украины, изменяется на противополож-
ную: Россия изображается жертвой. По сути, с целью 
легитимизации российской интервенции, Украина 
представляется как фашистский режим, который яко-
бы угнетает русскоговорящих. 

Во время президентских выборов в Украине, напри-
мер, в статье «Красная карточка за войну и национа-

Скриншот Красная карточка за войну и национализм, 
FN.98

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 11



лизм» RT Deutsch обвиняет Украину в войне на вос-
токе страны и тем самым отвлекает внимание от 
агрессии России98. Под изображением украинских 
боевиков написано: «При Порошенко снова расцвел 
фашизм в Украине»99. Этот стереотип о якобы нацио-
налистической или фашистской Украине укрепляется 
постоянным повторением. Таким образом, россий-
ские СМИ опираются на вражеский образ «украин-
ского фашиста», созданный советской пропагандой, 
который служил борьбе с украинским стремлением 
к независимости100. Это происходит несмотря на то, 
что националистические силы в Украине не смогли 
одержать победу ни на парламентских, ни на прези-
дентских выборах 2014 и 2019 года. Правые радикалы 
потерпели поражение уже в 2014 году, когда они не 
смогли преодолеть пятипроцентный барьер и, таким 
образом, исчезли из Верховной Рады101. Тем не менее 
образ фашистского переворота в Киеве продолжает 
распространяться, чтобы оправдать российскую ин-
тервенцию в Украине102. 

Конфликт между Россией и Украиной в Азовском море 
в ноябре 2018 года является ярким примером того, 
как в российских СМИ Украина становится агрессо-
ром, а Россия — жертвой. Два украинских патрульных 
катера и буксир подошли к Керченскому проливу, что-
бы пересечь его, следуя в направлении украинского 
порта Мариуполя. Вслед за этим российские корабли 
обстреляли три украинских судна, протаранили одно 
из них и арестовали все три. 24 моряка были аресто-
ваны, несколько из них получили ранения. Российское 
грузовое судно временно заблокировало Керченский 
пролив103. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 
рассказал о провокации Украины, о том, что она не-
законно пересекла территориальные воды России и 
не отреагировала на приказы пограничной полиции. 
Действия России были законны104. 

Скриншот Sputnik Корабли, FN 108-1

Это утверждение противоречит двусторонним и меж-
дународным договорам. Российско-украинский дого-
вор 2003 года объявляет Азовское море и Керченский 
пролив внутренними водами Российской Федерации и 
Украины. Торговые, военные и гражданские суда под 
флагами обоих государств имеют свободный проход, 
говорится в тексте договора105. Конвенция ООН по 
морскому праву также предусматривает свободный 

транзит через Керченский пролив106. Международный 
трибунал по морскому праву в Гамбурге в мае 2019 
года подтвердил правовую позицию Украины и при-
звал Россию освободить моряков и суда107. 

Российские СМИ, однако, объявили Украину виновни-
ком кризиса. Sputnik повторил заявление пресс-секре-
таря Кремля о том, что украинские корабли «незакон-
но» вторглись в «российские территориальные воды». 
Sputnik процитировал президента России Владимира 
Путина, заявившего, что это «заготовленная заранее 
провокация», с помощью которой президент Украи-
ны Порошенко отвлекает внимание от своего низкого 
рейтинга поддержки перед выборами108. Министр 
иностранных дел России Сергей Лавров также обви-
нил Соединенные Штаты в использовании «провока-
ции», чтобы сорвать запланированную встречу Трам-
па и Путина на саммите «Большой двадцатки»109.

Скриншот Киселёв, Вести недели, FN.110

Примечательно, что сообщения российских государ-
ственных СМИ в Германии и России во многом совпа-
дают. Так генеральный директор «России Сегодня» 
Дмитрий Киселёв в «Вестях недели» на канале 
Россия 1 заявил о том, что Порошенко вызвал «мор-
скую агрессию», чтобы поправить свой низкий рей-
тинг110. «Пока Порошенко у власти, мира не видать», 
— сказал Киселёв. США настроили Порошенко на про-
вокацию, чтобы сорвать встречу Путина и Трампа111. 
Этот пример показывает, что поток информации идет 
из Москвы в Берлин — еще одно доказательство за-
явления главного редактора Sputnik Deutschland Ива-
новского о том, что 90 процентов контента поступает 
из Москвы. Этот случай также демонстрирует типич-
ный образец аргументации: Украина несет ответствен-
ность за войну, но она рассматривается только как 
марионетка США, которые являются вдохновителем 
геополитического спора с Россией по поводу Украины. 

5.2. Тенденциозное освещение событий: 
выборы в Бундестаг 2017 г. и земельные 
выборы в Баварии в 2018 г.

Канцлер Германии Ангела Меркель находится в центре 
внимания российских СМИ, в первую очередь, из-за 
поддержки санкций против России как следствие ан-

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 12



нексии Крыма. С начала 2017 года была опубликована 
целая серия сообщений, дискредитирующих Меркель 
как личность и изображающих ее политику в односто-
роннем негативном свете. Тему в очередной раз задал 
в своей программе «Вести недели» директор «России 
Сегодня» Дмитрий Киселёв. Он привел необъектив-
ные аргументы в адрес канцлера как личности, пред-
положил, что г-жа Меркель якобы была близка к на-
ционал-социалистическим концепциям «жизненного 
пространства», и заявил, что Германия хочет «прогло-
тить» Украину»112. В Германии эти темы были вновь 
подняты RT Deutsch и Sputniknews, например, в публи-
кации, изображающей демонстрантов, которые при-
ветствуют Меркель выкриками «Хайль Меркель»113. 
В первом издании данного исследования, вышедшем 
в 2018 году, была подробно задокументирована анти-
меркельская кампания российских СМИ114. 

Эта тенденция повторилась с нюансами в преддверии 
земельных выборов в Баварии. Оценка публикаций в 
российских государственных СМИ, проведенная ISD 
и LSE, показала, что RT Deutsch — в отличие от 2017 
— на этот раз не отдало предпочтение какой-либо 
партии. Однако немецкий филиал RT снова сосредо-
точился на поляризующих темах, таких как миграци-
онная политика и повестка дня, направленная против 
истеблишмента. Выборы в Баварии не были в центре 
внимания, они были истолкованы как референдум о 
политике Меркель. По мнению британских исследова-

Поэтому здесь будет достаточно краткого обзора, 
чтобы ясно показать, повторяющуюся схему перед 
большинством выборов: оппонентов дискредитируют 
и порочат непроверенными обвинениями. С другой 
стороны, оказывается медийная поддержка партиям 
правого и левого края. Об этом весьма наглядно сви-
детельствует компьютерный анализ, проведенный 
Лондонским институтом стратегического диалога 
(ISD) и Институтом глобальных отношений Arena при 
Лондонской школе экономики (LSE). Оценка сооб-
щений Sputnik и RT, опубликованных с 8 июля по 22 
сентября, показывает, что партии «Альтернатива для 
Германии» и «Левая партия» получили в основном по-
ложительные оценки. Напротив, сообщения о канцле-
ре Меркель и правительстве Германии были преиму-
щественно негативными115.

телей «фокус был смещен в сторону согласованного 
антимеркельского нарратива», который продолжил 
«освещение событий перед немецкими федеральны-
ми выборами»116. 

Sputnik, с другой стороны, в своих репортажах под-
держал АдГ и, в несколько меньшей степени, левых 
— тенденция, которая уже наблюдалась на выборах 
в Бундестаг. Это подтверждается оценкой 387 публи-
каций Sputnik за первые две недели октября, предше-
ствовавшие выборам117.

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 13



Катрин Эбнер-Штайнер, председатель фракции АдГ в 
баварском Ландтаге, и федеральный представитель 
Йорг Мойтен были единственными политиками, о по-
вестке дня которых Sputnik сообщил подробно. В це-
лом нечастое упоминание партий можно объяснить 
тем, что выборы в Баварии были скорее второсте-
пенным вопросом. Также была исследована тема ми-
грации в статьях Sputnik. Исследователи ISD пришли 
к выводу, что «23 из 26 статей в Sputnik представили 
мигрантов или ислам в негативном свете или как не-
сущих проблемы»118.

признанных международным правом государствен-
ных структурах или в зонах военных действий обе-
спечивает мнимую легитимность внешней политике 
российского руководства и непризнанным или неза-
конным режимам. В свою очередь, российские СМИ 
предоставляют этим политическим деятелям сцену, 
на которой они могут инсценировать себя политиками 
международного уровня.

Пример Сирии: Пять депутатов Бундестага от АдГ от-
правились с визитом в Сирию в ноябре 2019 года и 
вели диалог с представителями режима Асада в со-
провождении дочерней компании RT Video Ruptly. В то 
время как российские и сирийские военно-воздушные 
силы бомбили провинцию Идлиб, член Бундестага 
Вальдемар Хердт утверждал, что ситуация «абсолют-
но мирная и безопасная». Его коллега Штеффен Котре 
заверил Ruptly, что война «почти окончена»119. Виде-
оотчет о поездке АдГ Ruptly опубликовано на своей 
платформе120. Далее его распространили немецкие 
редакции. 

5.3.	 Российские СМИ и зарубежные 
поездки политиков «Альтернативы для 
Германии»

Сирия, Донбасс, Крым, Абхазия, Южная Осетия — с 
2014 года немецкие депутаты АдГ совершают интен-
сивные дипломатические поездки. Об этих поездках 
регулярно сообщают российские СМИ. Цели депута-
тов парламента и российских СМИ прекрасно допол-
няют друг друга: Присутствие немецких депутатов в не 

Скриншот: депутаты АдГ встречаются с представите-
лями режима Асада в Дамаске, FN.121

RT Deutsch сообщил о «второй поездке АдГ» в Сирию 
и процитировал главу делегации Франка Паземанна, 
который в отношении сирийских беженцев в Герма-
нии потребовал, чтобы «гости тоже вернулись домой», 
а санкции против Сирии были прекращены. На видео 
Ruptly, дополняющее публикацию, видно, как политики 

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 14



АдГ разговаривают с сотрудниками президента Аса-
да121. Последующая пресс-конференция АдГ в Берли-
не также была подробно задокументирована: АдГ за-
свидетельствовал федеральному правительству, что 
политика последнего провалилась. Sputnik посвятил 
три статьи поездке в Сирию, в которых политики АдГ 
распространяли свои послания. В одной из публика-
ций цитируется депутат Удо Хеммельгарн, который 
посоветовал: «Вы уже сегодня можете поехать в от-
пуск в Сирию»123. Эта рекомендация противоречит 
предостережению Министерства иностранных дел, 
которое призывает всех немцев немедленно покинуть 
страну124. 

В конце января 2020 г. Федеральное министерство 
иностранных дел осудило наступление правитель-
ственных войск и их российских союзников в провин-
ции Идлиб как «вопиющее нарушение международ-
ного гуманитарного права». Снова были атакованы 
мирные жители и гражданские объекты, такие как 
больницы. Гуманитарная ситуация в Идлибе — «ката-
строфическая», заявили в МИД125. Российские СМИ, 
однако, распространяли заявления политиков АдГ, 
без какого-либо проверки и даже упоминания фактов, 
которые с учетом реальных условий в стране с граж-
данской войной казались циничными. Более важным 
было послание: своей фальсификацией мира АдГ при-
дала российской политике легитимность, поскольку 
Москва считается самым важным союзником режима 
Асада и с 2015 года участвует в войне, нанося удары 
с воздуха126.  Политики АдГ также выиграли: их крити-
ческая в отношении мигрантов повестка дня широко 
освещалась в СМИ. Нападки СМИ были направлены 
также против общего оппонента российских СМИ и 
АдГ — правительства Германии. 

Пример России и Украины: Россия, Крым, аннекси-
рованный в 2014 году, а также Донецкая и Луганская 
народные республики, созданные в том же году рос-
сийскими боевиками и боевиками-сепаратистами, яв-
ляются частыми пунктами назначения немецких де-
путатов из АдГ. Согласно исследованиям Tagesspiegel, 
в 2018 году депутаты АдГ ездили туда как минимум 
двенадцать раз для участия в конгрессах или миссиях 
по наблюдению за выборами. Имена членов парла-
мента повторяются: на уровне Ландтага: Хью Брон-
сон, Гуннар Линдеманн, Харальд Лаач, Рогер Бекамп 
и Олаф Кисслинг127. 

Одним из самых активных политиков АдГ является 
берлинский депутат Гуннар Линдеманн. По его соб-
ственным заявлениям, с начала 2018 года до сере-
дины 2019 года Линдеманн пять раз ездил в Крым. 
Однако, особое внимание он уделяет Народным респу-
бликам Донбасса, где он был «по крайней мере семь, 
восемь или девять раз»128. В 2018 году Линдеманн по-
ехал в Донецк в качестве наблюдателя на выборах, 
как он сообщил российским СМИ, по приглашению 
избирательной комиссии так называемой Донецкой 
народной республики (ДНР). Он не установил «никаких 
нарушений». В Германии Линдеманн объявил, что он 
«в частном порядке находится в России в отпуске и 

посетил своих друзей в Донецке»129.
Через три дня после выборов политик АдГ поздравил 
нового правителя Дениса Пушилина «с победой на 
президентских выборах» и подтвердил в российских 
СМИ, что выборы «соответствовали всем европей-
ским стандартам»130.

Скриншот, FN.131

За активную деятельность на Донбассе Линдеманн 
был удостоен ордена, о чем он написал на своей 
страничке в Facebook и задокументировал фотогра-
фиями131. Однако Линдеманн не ограничивается ок-
купированными Россией территориями Украины. В 
прошлом году в качестве наблюдателя на выборах 
он совершил поездку в Абхазию, которая по междуна-
родному праву принадлежит Грузии. Команда из нем-
ца и других наблюдателей из России, республик Дон-
басса и Приднестровья подтвердили новоизбранному 
президенту Абхазии, что выборы были свободными и 
демократическими132.

На федеральном уровне от партии АдГ Россию и/или 
аннексированный Крым по приглашению на конфе-
ренции или дискуссии с российскими политиками в 
основном неоднократно посещали почетный предсе-
датель АдГ Александр Гауланд, официальный пред-

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 15



ставитель партии Йорг Мойтен, председатель герма-
но-российской парламентской группы Робби Шлунд, 
депутаты Петр Быстрон, Маркус Фронмайер, Валь-
демар Гердт, Штефан Койтер, Ульрих Оэме, Штеффен 
Котре и нынешний депутат Европарламента Беатрикс 
фон Шторх, 133.

Маркус Фронмайер, Дитмар Фридхофф, Штефан Кой-
тер, Штеффен Котре, Робби Шлунд, Ульрих Оэме, Ан-
тон Фризен и Вальдемар Хердт побывали в марте 2018 
года на президентских выборах в России и в Крыму. 
Приглашение пришло из России, и визит был органи-
зован председателем комитета Госдумы по междуна-
родным делам Леонидом Слуцким134. «У нас склады-
вается впечатление, что все честно и демократично», 
— написал Фронмайер в Twitter, создав впечатление, 
что результат его наблюдения за выборами был за-
ранее известен135. После выборов депутат Бундестага 
АдГ заявил Sputnik, что «нарушений не было»: «Боль-
шая часть людей пошла на избирательные участки, 
чтобы проголосовать за Владимира Путина, и так все 
и получилось. Мы не могли заметить ничего негатив-
ного»136. 

Фронмайер — один из депутатов, наиболее активно 
выступающих за сближение с Россией. Уже в каче-
стве председателя Junge Alternative (Молодой аль-
тернативы), молодежной организации АдГ, он провел 
переговоры с молодежными движениями, близкими 
к Путину и договорился о регулярном обмене137. В 
Москве он выглядел перспективным кандидатом, ко-
торый мог бы представлять интересы России в Бун-
дестаге. В стратегическом документе, полученном 
администрацией президента в апреле 2017 года, была 
рекомендована его поддержка: «Он будет членом Бун-
дестага под абсолютным контролем». Неделю спустя 
стратегический документ был дополнен «планом дей-
ствий» по избирательной кампании, который был со-
ставлен публицистом Мануэлем Оксенрайтером. Это 
подтверждается исследованиями международных 
СМИ о влиянии России на АдГ138.

В апреле 2018 года Фронмайер вместе со своими 
коллегами из Бундестага Гердтом, Койтером, Оэме и 
Шлундом отправился в Крым на экономический фо-
рум. В интервью RT Deutsch Фронмайер заявил, что 
аннексия Крыма — это нормальное явление: «Просто 
сейчас Крым стал российским Крымом». «Крым не 
вернется, и я думаю, что сейчас это нужно просто при-
нять»139.

5.4.	 Российские СМИ и зарубежные 
поездки депутатов Левой партии 

Самый известный пример политика Левых, неодно-
кратно совершавшего поездки в районы Украины, 
оккупированные Россией, — это Андрей Хунко (Гунь-
ко), член Бундестага из Аахена в земле Северный 
Рейн-Вестфалия. Хунко, который считается неодно-
значным политиком в рядах собственной партии, был 

избран заместителем председателя парламентской 
фракции Левых в феврале 2020 года140. В феврале 
2015 года Хунко и его тогдашний коллега по фрак-
ции Вольфганг Герке отправились в самопровозгла-
шенную Донецкую Народную Республику. На момент 
поездки Герке был пресс-секретарем по вопросам 
внешней политики и заместителем председателя 
фракции141. В мае 2015 года Хунко поехал в Москву, 
чтобы рассказать о своем сборе средств для украин-
ской зоны боевых действий. Там он дал пресс-конфе-
ренцию и потребовал узаконить аннексию Крыма142. 
Поездка Хунко в Москву имела еще больший обще-
ственный резонанс, тогда как Ханс-Георг Велльманн, 
член Бундестага от ХДС, в это же время получил отказ 
во въезде в Россию. Хунко воспользовался этим, что-
бы потребовать отмены запретов на въезд и, в целом, 
«санкций с обеих сторон»143. 

Политики Левых Герке и Хунко (третий и четвертый 
слева) в Донбассе. Скриншот, FN.146

Поездка Хунко и Герке на Донбасс состоялась во вре-
мя минских переговоров по умиротворению зоны 
боевых действий и тем самым стала политическим 
знаком солидарности с сепаратистами, которых оба 
члена партии Левых называли «повстанцами». Тем 
самым Хунко и Герке приняли российскую интерпре-
тацию восстания на восточных территориях против 
предполагаемого националистического переворота 
в Киеве144. Оба левых политика сфотографировались 
с лидером сепаратистов Александром Захарченко и 
проехали на его внедорожнике через так называемую 
Донецкую народную республику. Их поездка была 
объявлена гуманитарной акцией, но политики при-
везли в больницу только один из четырех грузовиков 
с гуманитарными грузами. Об остальных неизвестно, 
дошли ли они до получателей. Посольство Украины 
в Берлине выразило протест в связи с тем, что «во 
время предполагаемой гуманитарной акции была 
выражена поддержка террористам», — раскритико-
вал посол Андрей Мельник. К ому же были нарушены 
украинские законы при въезде в страну из России145.

Для сепаратистов поездка Хунко и Герке стала пиар-у-
спехом. Многочисленные СМИ сообщали о «первой с 
начала боевых действий гуманитарной миссии с уча-
стием представителей Евросоюза», как писал восточ-
но-украинский портал Новороссия.
Была также опубликована фотография Хунко и Герке 
с сепаратистами146. Солидарность двух членов пар-

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 16



тии Левых с Донбассом не оставило без внимания и 
российское агентство ТАСС, опубликовавшее статью 
под названием «Немецкие депутаты Бундестага соби-
рают 130 000 евро для региона Донбасса»147. Sputnik 
Deutschland широко осветил эту поездку. В одной из 
статей подчеркнуто политическое послание Хунко: 
«Депутат от партии Левых: Крым должен быть узако-
нен как часть России»148. В интервью для Sputnik Хун-
ко отрицал, что ответственность за войну на Донбассе 
может быть возложена на Россию149. Герке также рас-
критиковал политику Украины в отношении Донбасса 
в интервью со Sputnik: Киев практически вышвыр-
нул этот восточный регион из страны150. В немецких 
СМИ Хунко заявил, что оба левых политика «только 
однажды были вынуждены быть на попечительстве у 
власть имущих». Главным было для нас, чтобы наша 
поставка прибыла на место назначения151. Он откло-
нил предположение, «что из этого могла возникнуть 
политическая близость»152. Несмотря на обществен-
ную критику, Хунко и Герке снова поехали в Донбасс в 
ноябре 2015 года — опять с «гуманитарной» миссией и 
на встречи с местными властями153.

Политики Левых также активно действуют на муни-
ципальном уровне в качестве самопровозглашенных 
послов германо-российской дружбы. Ярким приме-
ром этого является Андреас Маурер, член городского 
совета Нижнесаксонского города Квакенбрюк. Мау-
рер потребовал, чтобы городской и районный советы 
Оснабрюка своим постановлением признали Крым 
частью России. Несмотря на протесты Министерства 
иностранных дел, в 2016 году Маурер дважды ездил в 
Симферополь в Крым, называя это «народной дипло-
матией»154. 

Андреас Маурер широко представлен во многих рос-
сийских СМИ. В России он стал известен своими те-
левизионными выступлениями в ток-шоу и встречей 
с президентом Путиным155. Маурер заявил агентству 
РИА Новости, что «Крым удивляет своими темпами 
развития» и напоминает Берлин 1990-х годов с его 
многочисленными стройками156. Новостному порталу 
Политэксперт Маурер рассказал, как обходил «санк-
ционные преграды» во время поездок в Крым. Портал 
назвал его «первым политиком Германии, посетив-
шим Крым после его перехода в состав России», Ма-
урер входит в международный клуб «Друзья россий-
ского Крыма»157. В эксклюзивном интервью порталу 
News Front Маурер резко раскритиковал немецкое 
правительство. Он представил «оригинальное пись-
мо из партии ХДС», из которого следует, что прави-
тельство будет «блокировать и контролировать» рос-
сийские СМИ, такие как News Front и Sputnik. Далее 
Маурер утверждал, что «более одного миллиона евро 
выделяет сейчас правительство для наблюдения за 
русскоговорящим населением» в Германии158. В марте 
2019 года политик находился в Крыму для подготов-
ки визита «большой немецкой делегации». Агентству 
РИА Новости политик заявил, что «международное 
сообщество понимает необратимость процесса инте-
грации» полуострова и высказывания украинских по-
литиков о возвращении Крыма «всерьез уже не вос-

принимают»159.

Политика из партии Левых также интересует Донбасс, 
куда он приехал в ноябре 2018 года для наблюдения 
за выборами. Агентству Sputnik он сообщил, что по-
сетил семь избирательных участков в Донецке, там 
царит «настроение почти народного праздника», а в 
отношении возможных нарушений он «действитель-
но ничего не смог найти»160. Деятельность Маурера 
в качестве наблюдателя на выборах примечательна 
тем, что за четыре месяца до поездки он был осуж-
ден земельным судом Оснабрюка за фальсификацию 
выборов и потерял свой политический мандат161. Ма-
урер заявил, что он, тем не менее, продолжит свою 
«народную дипломатию»162. По случаю его визита на 
четвертую годовщину образования Донецкой Народ-
ной Республики в июне 2018 года лидер сепаратистов 
Захарченко наградил родившегося в Казахстане рус-
ского немца «Орденом Дружбы народов»163.

5.5.	 Тенденциозное освещение собы-
тий: выборы в Европарламент 2019

В преддверии европейских выборов российские госу-
дарственные СМИ не развернули собственную кам-
панию против ЕС, как это было в случае с Меркель 
перед федеральными выборами 2017 года. Вместо 
этого была усилена и адаптирована к текущей повест-
ке дня давняя дезинформация о ЕС. Акцент сместился 
с «кризиса беженцев» на Брекзит и движение желтых 
жилетов. Британские исследователи из Института 
стратегического диалога и Лондонской школы эко-
номики также отметили в своем докладе о выборах 
в ЕС «сдвиг в сторону конкуренции нарративов по 
спорным вопросам, которые подрывают аргументы 
в пользу многосторонности, усиливают поляризацию 
по «культурным линиям» и подрывают доверие к де-
мократическим институтам»164.

Постоянные нарративы, — это, во-первых, то, что у ЕС 
нет будущего и что он распадется в обозримом буду-
щем. Во-вторых, то, что ЕС, как и выборы в Европей-
ский парламент, недемократичны и бессмысленны. 
В-третьих, ЕС не является сообществом ценностей; по-
литики лишь обманывают граждан своей риторикой 
о ценностях165. Их презентация осуществляется путем 
селективного отбора негативных фактов в сочетании 
с искажениями.

1-й нарратив: у ЕС нет будущего, и он вскоре распа-
дется

Ведущая RT Deutsch Ясмин Козубек берет интервью 
у немецкого экономиста Маркуса Кралля, который 
утверждает, что европейская монетарная политика — 
«бомба», которая скоро взорвется. Он прогнозирует 
серьезный финансовый кризис в 2020 году, который 
приведет к краху ЕС. По словам Кралля, британцы 
благоразумно поступили, заблаговременно покинув 
тонущий корабль166. 

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 17



Скриншот RT Deutsch, 29.3.2019. Брекзит: Британцы 
покидают тонущий корабль ЕС? FN.166

2/3-й нарративы: ЕС и выборы бессмысленны, рито-
рика сообщества ценностей — это фарс.

Корреспондентка RT присутствовала на предвыбор-
ном мероприятии с председателем ХДС Аннегрет 

Крамп-Карренбауэр. Первое предложение репортажа: 
«С 1979 года явка избирателей на выборах в Европар-
ламент Германии неуклонно снижается»167.

На приведенном ниже графике (таблица 4) видно, что 
речь идет об искажении фактов.

Скриншот RT Deutsch, 6.5.2019. Обманчиво реально: 
усилия ХДС по пробуждению интереса к выборам в 
ЕС, FN.167

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 18



Скриншот Sputnik, 21.5.2019. Европейские фантазии о 
великой державе: как Союз позиционирует себя как 
моральный апостол Европы, FN.170

Во время мероприятия г-жа Крамп-Карренбауэр при-
звала участников «отстаивать общие ценности» при 
голосовании. Корреспондентка RT предполагает, что 
тогдашний лидер ХДС совсем не убеждена в ценно-
стях, о которых говорит. В качестве доказательства 
своего утверждения она приводит тот факт, что по-
литик не дает интервью RT и не хочет отвечать на ее 
критические вопросы. Корреспондентка RT заключа-
ет, что Крамп-Карренбауэр «недостоверна», «нет пони-
мания ценностей». Вывод репортажа: «Федеральное 
правительство практически ничего не делает, чтобы 
объяснить населению важность выборов в Европар-
ламент». Это искажение фактов, поскольку председа-
тель ХДС разъяснила аудитории важность выборов, 
правда, не в эксклюзивном интервью RT Deutsch. 
Кроме того, в мае 2019 года г-жа Крамп-Карренбауэр 
была лидером партии ХДС, но еще не являлась чле-
ном федерального правительства169.

В другой публикации Sputnik объяснил «истинную» 
цель европейских ценностей: они являются прикрыти-
ем для экспансионистских амбиций170.

Скриншот Sputnik, 9.2.2019. Эксклюзивное интервью 
Мойтена, FN.172

ЕС обвиняли в «высокомерии» и «мании величия». Под 
видом экспорта ценностей ЕС разжигает конфликты 
по всему миру, например, в Украине. Вместо свободы 
и демократии ЕС приносит «коррупцию, войны, бед-
ность. Так выглядят европейские ценности?» — спра-
шивает Sputnik. Как и в случае с репортажами об Укра-
ине, внимание отвлекается от того факта, что не ЕС, а 
Россия начала военный конфликт в Украине.

Как и в случае с репортажами о выборах в Бундестаг, 
позитивное освещение получили партии левого и пра-
вого спектра, критически настроенные по отношению 
к ЕС171. Их выступлениям было уделено много внима-
ния, например, лидер АдГ Йорг Мойтен дал Sputnik 
эксклюзивное интервью, в котором объявил о пророс-
сийской политике и не исключил «Декзита», то есть 
того, что Германия может покинуть ЕС172.

6.	 Охват аудитории российскими СМИ в 
Германии
Взгляд на подписчиков в Facebook дает информацию 
об охвате аудитории российскими СМИ.

Данные об абонентах свидетельствуют о том, что 
Sputniknews, имеющий почти 247 000 подписчиков, 
менее успешен по сравнению с устоявшимися немец-
кими онлайн-СМИ, но аудитория RT Deutsch, насчиты-
вающая почти 481 000 человек, развивается доволь-
но динамично. Превзойдена даже Deutsche Welle, с 
которой RT Deutsch любит себя сравнивать. В частно-
сти, чрезвычайно успешно развился новый цифровой 
канал In the Now с 4,4 миллионами подписчиков. Сле-
дует отметить, что In the Now выходит на английском 
языке и поэтому обращается к международной ауди-
тории. 

Что касается количества пользователей в день, 
Sputnik и RT Deutsch находятся примерно на одном 
уровне с около 80 000 и 82 000 пользователей соот-
ветственно и по-прежнему явно уступают наиболее 
авторитетным СМИ в Германии. Здесь возникает во-
прос, чем можно объяснить большое расхождение с 
числом подписчиков. Неясно, имело ли место манипу-
лирование большим количеством пользователей на 
Facebook, например, с помощью поддельных аккаун-
тов. «Фонд борьбы с коррупцией» российского оппо-
зиционера Навального в ходе расследования устано-
вил, что RT использует азиатских ботов и связывает 
свою страницу с порносайтами с целью увеличения 
трафика173. В Twitter также используются поддельные 
аккаунты, как доказали британские исследователи из 
Кардиффского университета. 

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 19



РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 20



Научно-исследовательский институт по вопросам пре-
ступности и безопасности Кардиффского университета 
изучил деятельность «Агентства интернет-исследова-
ний» (см. «фабрика троллей», раздел 4.4.) в отношении 
выборов и событий в Европе с 2014 по 
2016 г. Распределение языков показывает следующую 
картину: английский язык был лидером с 71 аккаунтом, 
на втором месте немецкий с 62, за ним следует рус-
ский с 50 аккаунтами. На испанском и на французском 
языках было использовано по одному аккаунту175.

С 2014 по 2016 год количество твитов, отправленных 
из России на немецком языке, увеличилось в 35 раз 
и составило почти 15000. По сравнению с другими 
языками немецкий в 2016 году занял третье место 
после английского и русского. Таким образом, немец-
коязычные пользователи Twitter были одной из самых 
важных мишеней троллей176. Британские исследова-
тели отметили, что российские интернет-активисты 
распространяли контент о кандидатах на земельных 
выборах в трех германских землях в 2016 году, их сооб-
щения были также направлены против миграционной 
политики Меркель177. Это является еще одним дока-
зательством того, что влияние на выборы является 
главной целью работы российских СМИ в Германии 
(см. разделы 5.2. и 5.5.).

Испанский

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 21



Конфликт вокруг Украины послужил первоначальной 
искрой для глобального наступления российских СМИ. 
Москва претендует на постсоветское пространство 
как на свою исключительную сферу влияния и пыта-
ется помешать Украине сблизиться с ЕС. Конкуренция 
с ЕС за интеграцию подогревает у российского руко-
водства ощущение, что оно находится в новой холод-
ной войне с Западом. Наступление средств массовой 
информации встроено в концепцию информацион-
ной войны как части гибридной войны. Документы о 
деятельности высших должностных лиц президента 
— Суркова и Громова — показывают, что глобальная 
кампания в СМИ централизованно организована и 
контролируется Москвой.

В Германии RT Deutsch, Sputnik, SNA-Radio, Ruptly и но-
вые интернет-компании Maffick Media и Redfish хотят 
создать контр-общественность против того, что они 
считают манипулируемыми немецкими СМИ. Себя они 
при этом позиционируют как независимую альтерна-
тиву. Но это не соответствует действительности: эти 
СМИ финансируются из российского госбюджета и ор-
ганизационно интегрированы в медиа-сеть, контроли-
руемую Кремлем. Эти рупоры Кремля распространяют 
его позиции и нарративы.

Освещение событий в Украине показывает — на при-
мере задокументированного здесь конфликта в Азов-
ском море — что Россия отвлекает внимание от своей 
агрессивной внешней политики, инсценируя себя как 
жертву. Однако Москва хочет не только получить осо-
бые прерогативы в интерпретации спорных вопросов, 
но и активно влиять на политику. Примеры выборов в 
Бундестаг 2017 года, земельных выборов в Баварии 
в 2018 году и европейских выборов 2019 года демон-
стрируют тенденциозность в освещении событий, в 
некоторых случаях также включавшем искажение 
фактов. Предполагаемые противники, такие как кан-
цлер Меркель и европейские институты, изобража-
лись односторонне в негативном свете, в то время 
как пророссийские партии левого и правого спектра 
изображались положительно. Особенно в отношении 
Альтернативы для Германии можно отметить, что по-
вестка дня популистов правого толка и публикации RT 
и Sputnik в значительной мере пересекаются. Это под-
твердили британские исследователи Института стра-
тегического диалога в своем докладе о выборах в ЕС: 
RT и Sputnik служили «фактической фабрикой контента 
для правопопулистских партий, создавая постоянный 
поток историй, которые эти партии использовали в 
своих кампаниях»178.

Депутаты от АдГ и Левых и сами являются предпочти-
тельной темой для репортажей RT и Sputnik, особенно 
когда они ездят в кризисные районы и легитимизиру-
ют внешнюю политику России в «альтернативных» на-
блюдениях за выборами. Со своей стороны, политики 
пытаются завоевать голоса по российской повестке 

дня. Эти немецкие депутаты — добровольные помощ-
ники Москвы, когда речь идет о дестабилизации Евро-
пы и расширении сферы влияния России. 

Большая часть общественности не знает об этой про-
блеме или считает, что российская дезинформация не 
является проблемой для Германии. Факт информаци-
онной войны, организованной Россией, кажется мно-
гим слишком абсурдным, чтобы быть правдой. Скеп-
тикам рекомендуется ознакомиться с заявлениями 
начальника Генштаба Валерия Герасимова179 и воен-
ного историка Анатолия Стрельцова180, которые также 
доступны на немецком и английском языках. Также 
и высказывания главных редакторов RT Маргариты 
Симоньян и Ивана Родионова, бывшего руководителя 
«России Сегодня» Дмитрия Тульчинского и генераль-
ного директора «России Сегодня» Дмитрия Киселёва в 
основном доступны на немецком или английском язы-
ках Платформа Dekoder181 предлагает перевод статей 
российских СМИ. Взгляд на Disinformation Review («Об-
зор дезинформации»182), опубликованный европейской 
оперативной группой East StratCom, или на страницу 
Stop Fake Киево-Могилянской академии183 помогает 
понять, что Германия — это не единичный случай, а 
всего лишь арена для дезинформации, распространяе-
мой Россией по всему миру — хотя и особенно важная.

Правительство Германии едва ли публично решает 
проблему гибридной войны, хотя Бундестаг в 2015 году 
и федеральные министерства в 2018 году «с вероятно-
стью, граничащей с уверенностью»184 стали жертвами 
кибератак российской спецслужбы ГРУ. В мае 2020 
года был выдан ордер на арест российского хакера, 
который, как утверждается, от имени ГРУ атаковал 
IТ-систему Бундестага185. Вызывает вопросы и обще-
ние некоторых членов правительства с российскими 
государственными СМИ, также вызывает сомнения. 
Например, министры СПДГ, такие как бывший министр 
иностранных дел Зигмар Габриэль и бывший министр 
юстиции Катарина Барли, дали RT Deutsch эксклюзив-
ные интервью перед выборами, тем самым легитими-
зировав его в качестве СМИ186. Президент Франции 
Эмманюэль Макрон, с другой стороны, четко охарак-
теризовал RT и Sputnik в 2017 году как «агентов влия-
ния», распространяющих неправду187. 

Количество пользователей RT Deutsch и платформы 
социальных сетей In the Now показывает, что ауди-
тория динамично развивается и что они уже обошли 
некоторые крупные онлайн-медиа. Германия также 
является одной из важнейших мишеней «Агентства 
интернет-исследований», «фабрики троллей». Россий-
ские нарративы ежедневно потребляют тысячи поль-
зователей в Германии. Приведенные выше примеры 
тенденциозных, а иногда и ложных сообщений доказы-
вают, что российские СМИ — оружие в информацион-
ной войне.

7.	 Заключение

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 22



1.	 Дезинформация, правописание и значение, duden.de, https://www.duden.de/rechtschreibung/Desinformation.
2.	 Kuhn, Johannes: Kampf gegen Desinformation. Ein Problem, viele Lösungen. Deutschlandfunk.de, 28.11.2019, 	
	 https://www.deutschlandfunk.de/kampf-gegen-desinformation-ein-problem-viele-loesungen.2907.de.html?dram:
	 article_id=464575.
3.	 По оценке и сводке утечек см: Shandra, Alya; Seely, Robert: The Surkov Leaks. The Inner Workings of Russia’s 	
	 Hybrid War in Ukraine. London 2019 (RUSI Occasional 	Paper, July 2019), S. VII-VIII, 1-5, https://rusi.org/sites/ 		
	 default/files/201907_op_surkov_leaks_web_final.pdf.
4.	 Там же, С. 1-5.
5.	 Владимир Путин, обращение к Федеральному Собранию, 4.12.2014, http://www.kremlin.ru/transcripts/47173/	
	 work.
6.	 Глаголом жечь, Lenta.ru, 9.12.2013, http://lenta.ru/articles/2013/12/09/ria/.
7.	 Интервью с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, Российская газета, 		
	 15.10.2014, http://www.rg.ru/2014/10/15/patrushev.html.
8.	 Gerasimov, Valerij, цит. по: Spahn, Susanne: Das Ukraine-Bild in Deutschland: Die Rolle der russischen Medien. 	
	 Wie Russland die deutsche Öffentlichkeit beeinflusst. Hamburg 2016, S. 15.
9.	 Putin, Vladimir, Vladimir, цит. по: Von Salzen, Claudia: RT Deutsch, Stimmungsmacher für Wladimir Putin, 		
	 Tagesspiegel online, 22.12.2014, http://www.tagesspiegel.de/themen/agenda/rt-deutsch-stimmungsmacher-		
	 fuer-wladimir-putin/11154620.html.
10.	 МИА «Россия Сегодня» презентовало новый мультимедийный бренд, Sputnik, RIA Novosti, 10.11.2014, 		
	 http://ria.ru/ news_company/20141110/1032604556.html.
11.	 Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.2.2013, http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.	
	 nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051bf7f.
12.	 Simonjan, Margarita, RT-Chefredakteurin, цит. по: Reporter ohne Grenzen: Der Kreml auf allen Kanälen. Wie 		
	 der russische Staat das Fernsehen lenkt. Berlin 2013, S. 35, https://www.reporter-ohne-grenzen.de/fileadmin/		
	 images/ Kampagnen/Sotschi/ROG-Russland-Bericht-2013_web.pdf.
13.	 Shandra, Seely, (прим. 3), S. 7.
14.	 Milam Whitney: Who is Vladislav Surkov? The many faces of Putin’s most notorious political operative, medium.	
	 com, 14.7.2018, https://medium.com/@wmilam/the-theater-director-who-is-vladislav-surkov-9dd8a15e0efb.
15.	 Владислав Юрьевич Сурков, wikipedia.org, https://de.wikipedia.org/wiki/Wladislaw_Jurjewitsch_Surkow.
16.	 Shandra, Seely, (прим. 3), S. 9-10.
17.	 Aktive Maßnahmen, https://de.wikipedia.org/wiki/Aktive_Ma%C3%9Fnahmen, Shandra, Seely, (прим. 3), S. 13-77.
18.	 Рубин, Михаил, Жолобова, Мария, Баданин, Роман: Повелитель кукол. Портрет Алексея Громова, руково	
	 дителя российской государственной пропаганды, proekt.media, 23.1.2019, https://www.proekt.media/		
	 portrait/alexey-gromov/ – Резюме на английском языке: Who is Alexey Gromov?, Meduza.io, 13.1.2019, 
	 https://meduza.io/en/ feature/2019/01/23/who-is-alexey-gromov.
19.	 Там же.
20.	 Там же.
21.	 Там же.
22.	 Russland: Fake News gegen die Opposition, Europamagazin, ARD, 18.8.2019, https://www.ardmediathek.de/ 		
	 daserste/player/Y3JpZDovL2Rhc2Vyc3RlLmRlL2V1cm9wYW1hZ2F6aW4vNmYzMTYyOTEtOWQ0MC00NTg4LTk
	 xYjktMDk3MWI2M2NlMTlk/?fbclid=IwAR0hpVW64Aiu7ujszNQUg6yy9NXslx-VMUcJ6BaLX2px4AfRk_		
	 YwFbCHpCk.
23.	 Решение Совета ЕС № 2014/145/CFSP от 17 марта 2014, касающееся введения ограничительных мер в 	
	 отношении действий, подрывающих территориальную целостность, суверенитет и независимость Украи	
	 ны, S.23, https://eur-lex.europa.eu/legal-content/DE/TXT/PDF/?uri=CELEX:02014D0145-20171121&from=DE.
24.	 Глаголом жечь (прим. 6).
25.	 «Россия Сегодня» вошла в список стратегических предприятий РФ, BFM.ru, 6.3.2014, http://www.bfm.ru/		
	 news/249756.
26.	 Spahn, (прим. 8), S. 13.
27.	 Sputniknews.com, Über uns, https://de.sputniknews.com/docs/about/ueber_uns.html. 28.	 Spahn, (прим. 8),S.13.
29.	 Политика АНО «ТВ-Новости»в отношении обработки персональных данных, https://russian.rt.com/privacy.
30.	 Vollmer, Jürg: Putin streicht seinem Propagandanetzwerk 50 Prozent des gesamten Budgets, Watson, 26.1.2015, 	
	 https://www.watson.ch/InternationalWirtschaft/152122649-Putin-streicht-seinem-Propaganda-Netzwerk-50-		
	 Prozent- des-gesamten-Budgets.
31.	 ВГТРК, «Первый канал», НТВ и RT за три года получат из бюджета почти 150 млрд рублей, The Insider, 		
	 26.9.2019, https://theins.ru/news/178050.
32.	 Ein Plus von 15 Mio EUR: Deutsche Welle erhält 2020 mehr Geld, meedia.de, 19.11.2019, https://meedia 		
	 de/2019/11/19/ ein-plus-von-15-millionen-euro-deutsche-welle-erhaelt-2020-mehr-geld/.

8.	 Источники

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 23



33.	 Interview mit dem Direktor von Rossija Segodnja in Berlin, Andrej Ivanovskij, mit dem Medien-Labor der FU Berlin, 	
	 http://userpage.fu-berlin.de/melab/wordpress/?p=7590.
34.	 Interview mit dem Chefredakteur von RT Deutsch, Ivan Rodionov, mit Telepolis, https://www.heise.de/tp/features/	
	 Wir-wurden-gleich-mit-der-Propaganda-Keule-	begruesst-3368598.html?seite=all.
35.	 ВГТРК, (прим. 31).
36.	 RT — History, https://www.rt.com/about-us/history/.
37.	 Там же.
38.	 Симоньян о запуске RT France, RT на русском, 18.12.2017, https://russian.rt.com/world/news/462027-		
	 simonyan-zapusk-rt-france.
39.	 Wie RT France die Gelbwesten nutzt, Arte Journal, 5.3.2019, https://www.youtube.com/watch?v=2vumpTnCeuw.
40.	 Sputniknews, Über uns, https://de.sputniknews.com/docs/about/ueber_uns.html.
41.	 Report: Russia spread fake news and disinformation in Sweden, Radio Sweden, 9.1.2017, https://sverigesradio.	
	 se/sida/ artikel.aspx?programid=2054&artikel=6604516. — Sputnik Sverige, Twitter, 11.3.2016, https://twitter.		
	 com/sputnik_se/status/708297203031404544?s=21.
42.	 Sputnik has to leave Tallinn office space due to EU sanctions, ERR news, 29.11.2019, https://news.err.
	 ee/1008707/ sputnik-has-to-leave-tallinn-office-space-due-to-sanctions.
43.	 Berzins, Janis: Russian New Generation Warfare: Implications for Europe. European Leadership Network, 	
	 14.10.2014, http://www.europeanleadershipnetwork.org/russian-new-generation-warfare-implications-for-		
	 europe_2006.html.
44.	 Über uns. RT Deutsch — Wer sind wir? https://deutsch.rt.com/uber-uns/.
45.	 Über uns, https://de.Sputniknews.com/docs/about/ueber_uns.html.
46.	 Müller von Blumencron, Mathias: Der ungleiche Kampf um die Deutungshoheit, in: FAZ.
	 net, 8.2.2015, http://www.faz.net/aktuell/politik/sicherheitskonferenz-2015/der-ungleiche-kampf-um-die-		
	 deutungshoheit-13417093.html.
47.	 Ruptly, http://de.wikipedia.org/wiki/Ruptly. — Ruptly TV, The Team, https://ruptly.tv/en/about-ruptly/team.
48.	 Ruptly TV, https://ruptly.tv/impressum.
49.	 Страница на Facebook RT Deutsch, https://www.facebook.com/rtdeutsch/.
50.	 Interview mit dem Chefredakteur von Ruptly Ivan Rodionov mit dem Forum Medien und Entwicklung, 26.11.2013, 	
	 цит. по: Spahn, (прим. 8), S. 19.
51.	 Ясмин Козубек, аккаунт в „Xing“, https://www.xing.com/profile/Jasmin_Kosubek.
52.	 Sendung „Extra“, RTL, 28.8.2017.
53.	 Там же.
54.	 Warum RT Deutsch wohl keine Rundfunklizenz erhalten wird, DWDL.de, 10.1. 2019, https://www.dwdl.de/ 		
	 nachrichten/70496/warum_rt_deutsch_wohl_keine_rundfunklizenz_erhalten_wird/.
55.	 RT Deutsch, Recherchen und Forschungsergebnisse, DJV.de, 17.1. 2019, https://www.djv.de/startseite/service/	
	 news- kalender/detail/article/recherchen-und-forschungsergebnisse.html; - Spahn, Susanne: Russische Medien 	
	 in Deutschland. Unabhängiger Journalismus oder politisches Instrument? Potsdam 2018, https://shop.		
	 freiheit.org/#!/Publikation/754.
56.	 „Man zeigt nicht das ganze Bild“: Ex-Redakteurin packt aus, wie es bei RT Deutsch 	zugeht, meedia.de, 23.6.2016, 	
	 https://meedia.de/2016/02/23/man-zeigt-nicht-das-ganze-bild-ex-redakteurin-packt-aus-wie-es-bei-rt-deutsch-	
	 zugeht/.
57.	 Wiebe, Jan-Henrik: Russlands heimliche Medienzentrale in Europa: Mitten in Berlin, t-online, 16.11.18, https://		
	 www.t-online.de/nachrichten/deutschland/gesellschaft/id_84584050/mitten-in-berlin-russlands-heimliche- 		
	 medienzentrale-in-europa.html.
58.	 Redfish, About us, https://redfish.media/about-us/.
59.	 Redfish, https://redfish.media/.
60.	 Wiebe, (прим. 57).
61.	 Anissa Naouai, Wikipedia, https://en.wikipedia.org/wiki/Anissa_Naouai.
62.	 RT-Chefin zu Maffick-Media-Skandal: „Rechte Hand der NATO, CNN, zwang Facebook zur Löschung“, RT 	
	 Deutsch, 19.2.2019, https://deutsch.rt.com/kurzclips/84485-rt-chefin-zu-maffick-media/. — Страница в FB „In 	
	 the Now“, https://www.facebook.com/inthenow/. – Maffick Media, https://maffick.media/?fbclid=IwAR1e9G2g1c-	
	 6rZiOYypwYd9gh4FbTLlhp-eX6VQ1RtSxAhnvzTdy1ypGSc4. — ITN, https://de.wikipedia.org/wiki/Independent_	
	 Television_News.
63.	 RT goes undercover as In the Now, EU vs Disinfo, 22.5.2017, https://euvsdisinfo.eu/rt-goes-undercover-as-in-the-	
	 now/.
64.	 „Soapbox” на Facebook, https://www.facebook.com/pg/SoapboxStand/about/?ref=page_internal.
65.	 „Waste-Ed” на Facebook, https://www.facebook.com/GoWasteEd/.
66.	 Wiebe, (прим. 57).
67.	 Simonjan, Margarita, RT-Chefredakteurin, цит. по: RT-Chefin, (прим. 62).
68.	 Wienand, Lars, Wiebe, Jan-Henrik: Gesteuert aus Berlin — Facebook macht Russlands heimliche Medienkanäle 	
	 zu. Watson, 18.2.2019, https://www.watson.de/international/russland/470218989-facebook-schliesst-in-the-now- 	
	 backthen-und-soapbox-russlands-heimliche-medien.

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 24



69.	 О разном понимании «иностранного агента» в США и России: Was „ausländischer Agent“ in den USA und 	
	 Russland bedeutet, dw.com, 21.11.2017, https://www.dw.com/de/was-ausl%C3%A4ndischer-agent-in-den- 		
	 usa-und-russland-bedeutet/a-41469379. — J. Ray Sparks, Hauptgeschäftsführer von Maffick Media, цит. по: 		
	 Facebook Suspends Three Pages With Millions of Video Views, Saying They Need to Disclose Russia Ties, 
	 Gizmodo.com, 16.2.2019, https://gizmodo.com/facebook-suspends-three-pages-with-millions-of-video-		
	 vi-1832679030.
70.	 Страница на Facebook Back Then, https://www.facebook.com/pg/BackThenVideo/about/?ref=page_internal.
71.	 Redfish, About us, http://redfish.media/about-us/. — Выходные данные и обзор компании Maffick Media, 		
	 FB-страница Waste-Ed, https://www.facebook.com/pg/GoWasteEd/about/?ref=page_internal. — аналогично, 	
	 FB-страница Soapbox, https://www.facebook.com/pg/Soapbox Stand/about/?ref=page_internal. — аналогично, 	
	 FB-страница In the Now, https://www.facebook.com/pg/inthenow/about/?ref=page_internal.
72.	 RIA Novosti, http://de.wikipedia.org/wiki/RIA_Novosti.
73.	 Stimme Russlands, http://de.wikipedia.org/wiki/Stimme_Russlands.
74.	 SNA-Radio, https://sputniknews.com/popup_radio/45/s.
75.	 Andrej Iwanowski, Autoren Profil, https://www.profil.at/autoren/andrej-iwanowski.- Iwanowski, Andrej: Aufstand 	
	 gegen das „Sotschi-Bashing“, Sankt Petersburger Herold, 17.2.2014, http://www.spzeitung.ru/aktuell/kommentar-	
	 aufstand- gegen-das-sotschi-bashing.html.
76.	 Interview des Medien Labors der FU Berlin mit dem Direktor von Rossija Segodnja 	Andrej Ivanovskij, http://		
	 userpage.fu-berlin.de/melab/wordpress/?p=7590.
77.	 Ivanovskij, цит. по: там же.
78.	 Siebert, Armin: Sputnik macht Propaganda, Sputnik, 19.6.2017, https://de.Sputniknews.com/kommentare/ 		
	 20170619316230671-Sputnik-macht-propaganda/. — Info zu Sputnik Deutschland bei Facebook, https://www.	
	 facebook.com/pg/sputnik.deutschland/about/?ref=page_internal.
79.	 Mega-Radio, http://www.mega-radio.tv/.
80.	 Zimmer, Anja, Direktorin der Medienanstalt Berlin-Brandenburg, цит. по: Mega Radio wird zum 1. März 2019 in 	
	 Berlin abgeschaltet, radioszene.de, 26.2.2019, https://www.radioszene.de/130812/mega-radio-berlin-aus.html.
81.	 Там же.
82.	 Troll-Armee, https://de.wikipedia.org/wiki/Troll-Armee.
83.	 Гармажапова Александра: Где живут тролли. И кто их кормит, Новая газета, 7.9.2013, http://www.		
	 novayagazeta.ru/politics/59889.html.
84.	 Столица политического троллинга, Мой район, 11.3.2015, http://mr7.ru/articles/112478/.
85.	 US Department of the Treasury: Treasury Sanctions Russian Cyber Actors for Interference with the 2016 U.S. 		
	 Elections and Malicious Cyber-Attacks, 15. 3. 2018, https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0312.
86.	 Там же.
87.	 Столица, (прим. 84).
88.	 Там же.
89.	 Sukharchuk, Daria: Russland: Propaganda aus der Trollfabrik, Zeit online, 9.7.2015, http://www.zeit.de/politik/ 		
	 ausland/2015-07/russland-trolle-enthuellung.
90.	 Troll-Armee, Wikipedia, https://de.wikipedia.org/wiki/Troll-Armee.
91.	 Оригиналы «технических инструкций» размещены на веб-сайте Мой район, см. Столица, (Fn. 84).
92.	 Там же.
93.	 Там же.
94.	 Gruber, Angela et al.: Twitter veröffentlicht Propaganda-Archiv. So arbeiten russische Internet-Trolle, Spiegel 		
	 online, 18.10.2018, http://www.spiegel.de/forum/netzwelt/twitter-veroeffentlicht-propaganda-archiv-so-arbeiten-	
	 russische- internet-trolle-thread-816103-1.html.
95.	 Там же.
96.	 Wittich, Elke: Tweete und spalte. Neue Recherchen belegen die Vorgehensweise der russischen „Trollfabrik“, 		
	 Jungle World, 5.12.2019, https://jungle.world/index.php/artikel/2019/49/tweete-und-spalte.
97.	 Там же.
98.	 Rote Karte für Krieg und Nationalismus: Warum die Ukraine Poroschenko abwählt, RT Deutsch, 7.4.2019,
	 https://deutsch.rt.com/europa/86860-rote-karte-fuer-krieg-und-nationalismus-warum-die-ukraine-poroschenko-	
	 abwaehlt/.
99.	 Там же.
100.	 Struve, Kai: „Faschisten“ als Feindbild. Putins Krieg gegen die Ukraine und die deutsche Öffentlichkeit, in: Ost-		
	 West. Europäische Perspektiven, 4/2014, https://www.owep.de/artikel/865-faschisten-als-feindbild.
101.	 Umland, Andreas: Die rechtsradikalen Parteien der Ukraine im Superwahljahr 2019, ukraineverstehen.de, 	
	 11.3.2019. — Parlamentswahl in der Ukraine 2019, https://de.wikipedia.org/wiki/Parlamentswahl_in_der_		
	 Ukraine_2019.
102	 Spahn, (прим. 8), S. 96-97.
103.	 Russia-Ukraine sea clash in 300 words, bbc.com, 30.11.2018, https://www.bbc.com/news/world-			 
	 europe-46345697.
104.	 Ukraine-Russia sea clash: Who controls the territorial waters around Crimea?, bbc.com, 27.11.2018, https://www.	
	 bbc.com/news/world-46345317.

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 25



105.	 Договор между Российской Федерацией и Украиной об использовании Азоского моря и Керченского 
	 пролива 23 декабря 2003 года, http://www.kremlin.ru/supplement/1795.
106.	 Ukraine-Russia, (прим. 104).
107.	 Ackeret, Markus: Die Ukraine bekommt gegen Russland recht, aber das nützt ihr nicht viel, nzz.ch, 			 
	 26.5.2019, https://www.nzz.ch/international/ukraine-bekommt-gegen-russland-recht-aber-das-nuetzt-nicht-viel- 	
	 ld.1484784?fbclid=IwAR0yzDHq_gg3DYfpY0fAbnnXe2YSPaluR5fs6J9f2TxGRmzXkUCS_YMOzYw.
108.	 Drei Schiffe ukrainischer Marine überqueren Staatsgrenze Russlands, Sputnik, 25.11.2018, https://		
	 de.sputniknews.com/ panorama/20181125323081440-ukraine-	marine-russland-krim/. — Poroschenko 	
	 fordert EU-Blockade russischer Schiffe, Sputnik, 8.12.2018, https://de.sputniknews.com/				  
	 politik/20181208323220965-poroschenko-will-russische- schiffe-in-eu-haefen-blockieren/.
109.	 „Zu viel Übereinstimmungen“: Lawrow äußert sich über Ziel des Kertsch-Vorfalls, Sputnik, 2.12.2018, https://		
	 de.sputniknews.com/politik/20181202323155132-lawrow-vorfall-kertsch-uebereinstimmungen-meinung/.
110.	 Kiselov, Dmitrij, цит. по: Вести недели, эфир от 25.11.2018, https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/		
	 episode_id/2002747/ video_id/2044726.
111.	 Там же.
112.	 Russischer Star-Moderator: „Merkel ist aus der Mode gekommen“ - Springerpresse tobt, RT Deutsch, 3.2.2017, 	
	 https://deutsch.rt.com/europa/46056-bild-russische-merkel-kritik/.
113.	 Protestler in Halle begrüßen Bundeskanzlerin mit „Heil Merkel“-Ausruf“, RT Deutsch, 23.3.2017, https://deutsch.	
	 rt.com/newsticker/48093-heil-merkel-grusse-aus-halle/
114.	 Spahn, (прим. 55).
115.	 Institute for Strategic Dialogue, LSE Institute of Global Affairs: „Make Germany great again“. Der Kreml, die Alt-		
	 Right und die internationale Einflussnahme auf die Bundestagswahlen 2017. London 2017, S. 16, https://www.	
	 isdglobal.org/wp-content/uploads/2017/12/Make-Germany-Great-Again-DE-151217.pdf.
116.	 Institute for Strategic Dialogue: The Battle for Bavaria. Online Information Campaigns in the 2018 Bavarian State 	
	 Election. London 2018, S. 29-31.
117.	 Grafik: там же, S. 32.
118.	 Там же, S. 33.
119.	 Röpcke, Julian: Mit Putins Staats-TV in Syrien. AfD auf Propaganda-Tour beim Assad-Regime, Bild online, 		
	 22.11.2019, https://www.bild.de/politik/ausland/politik-ausland/afd-syrien-reise-von-abgeordneten-wird-zur-	
	 propaganda-show-fuer- diktator-assad-66200056.bild.html?fbclid=IwAR1ghYvEyNAlB8jPmguu1WRUeJ_		
	 U0rm4Pjvwy17_vOkek6bHPFBQxutALzo.
120.	 Syria: AfD-Lawmakers visit Damaskus to speed up return of refugees, Ruptly, 20.11.2019, https://ruptly.tv/en/ 		
	 videos/20191120-020?search_key=a1597b1c-81f7-4a2e-969e-22139f7c8d80.
121.	 AfD besucht Damaskus: 700.000 Syrien-Flüchtlinge sollen zurück und Sanktionen 	beendet werden, RT Deutsch, 	
	 21.11.2019, https://deutsch.rt.com/kurzclips/94883-afd-besucht-damaskus-700000-fluechtlinge-sanktionen/.
122.	 AfD-Fraktion: „Die Syrien-Politik der Bundesregierung ist völlig gescheitert“, RT Deutsch, 27.11.2019, https://		
	 deutsch.rt.com/kurzclips/95137-afd-fraktion-syrien-politik-bundesregierung/.
123.	 AfD plädiert für Ende der Sanktionen gegen Syrien, Sputnik, 26.11.2019, https://de.sputniknews.com/ 		
	 ausland/20191126326036339-afd-plaediert-fuer-ende-der-sanktionen-gegen-syrien/.
124.	 Syrien: Reisewarnung, Stand: 4.2.2020, unverändert gültig seit 27.11.2019, auswaertiges-amt.de,
	 4.2.2020, https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/syrien-node/syriensicherheit/204278?open 
	 AccordionId=item-301216-1-panel#content_0.
125.	 Auswärtiges Amt zu den zunehmenden Angriffen auf zivile Infrastruktur in Idlib/Syrien, Pressemitteilung vom 		
	 30.1.2020, https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/idlib/2297722.
126.	 Russischer Militäreinsatz in Syrien, Wikipedia, Stand 4.2.2020, https://www.auswaertiges-amt.de/de/ newsroom/	
	 idlib/2297722.
127.	 Von Salzen, Claudia: Die Russland-Reisen der AfD. „Die Krim ist jetzt die russische Krim“, Tagesspiegel online, 		
	 18.4.2019, https://www.tagesspiegel.de/politik/die-russland-reisen-der-afd-die-krim-ist-jetzt-die-russische-		
	 krim/24232604.html.
128.	 Lindemann, Gunnar, MdL, zit. in: Kraetzer, Ulrich; Nejezchleba, Martin: Krim-Reisen von 
	 Gunnar Lindemann haben Nachspiel, Morgenpost.de, 13.8.2019, https://www.morgenpost.de/berlin/			
	 article226760057/Gunnar-Lindemann-AfD- Krim-Reisen-haben-Nachspiel.html?fbclid=IwAR0AhurEsxbOTfHflrc5q	
	 KJFBuTWQGPFAn6UR8dCpNvHTaFcXuClnbtZj6U.
129.	 Lindemann, Gunnar, MdL, цит. по: Von Salzen, (прим. 127).
130.	 Он же, цит. там же.
131.	 Страница на Facebook Гуннара Линдеманна, публикация от 10.5.2019.
132.	 European far-right politicians praise Abkhasia election as free and democratic, Democracy & Freedom 		
	 Watch, https://dfwatch.net/european-far-right-politicians-praise-abkhazia-election-as-free-and-democratic-		
	 53768?fbclid=IwAR0CmgMUagWRCm7t012O3ZfJPZu_xJ3OgyS3-FZ8hmSZbuxtsebDYCq38.
133.	 Von Salzen, (прим. 127), Von Salzen, Claudia: Reise von deutschen Abgeordneten nach Moskau. Ausgetrickst 
	 vom Propagandasender, Tagesspiegel.de, 21.6.2019, https://www.tagesspiegel.de/politik/reise-von-deutschen-
	 abgeordneten-nach-moskau-ausgetrickst-vom-propagandasender/24481630.html?fbclid=IwAR3W24U847f9QC4	
	 KWzsPuZHr3Ikou VRFVn9P1CaAVg759uJr0jTikF2t2_A.
134.	 Von Salzen, (прим. 127).
135.	 Frohnmaier, Markus, Abgeordneter der AfD im Bundestag, цит. по: Von Salzen, (прим. 127).
136.	 Он же., цит. по: MdB Markus Frohnmaier als Wahlbeobachter in Russland: keine Verstöße, Sputnik, 24.3.2018, 	
	 https://de.sputniknews.com/politik/20180324320048310-russland-praesidentschaftswahl-wahlbeobachter-		
	 mdb/

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 26



137.	 Smilga, Julia: Die Liebe der AfD zu Putin, Studio 9, 15.7.2016, https://www.deutschlandfunkkultur.de/russland-		
	 lobbyisten-die-liebe-der- afd-zu-putin.2165.de.html?dram%3Aarticle_id=360222&fbclid=IwAR0ceJNuqz_IuMysAG	
	 y4PkOipPCP6957xkV5twgqrIiOcDAJu-4y6Mss0Io.
138.	 Fiedler, Maria; von Salzen, Claudia: Russlands Spiel mit den Rechten, Tagesspiegel.de, 9.4.2019, https://www.		
	 tagesspiegel.de/politik/einflussnahme-auf-die-afd-russlands-spiel-mit-den-rechten/24196526.html
139.	 Frohnmaier, Markus, MdB, цит. по: Von Salzen, (Anm. 127).
140.	 Meisner, Matthias: Der Putin-Versteher. So tickt der neu gewählte Vize-Chef der Linksfraktion, Tagesspiegel.		
	 de, 12.2.2020, https://www.tagesspiegel.de/politik/der-putin-versteher-so-tickt-der-neu-gewaehlte-vize-chef-der-	
	 linksfraktion/25536864.html.
141.	 Wolfgang Gehrcke, wikipedia.org, https://de.wikipedia.org/wiki/Wolfgang_Gehrcke.
142.	 Там же.
143.	 Hunko, Andrej, MdB, цит. по: Meisner, Matthias: MdB Andrej Hunko in Moskau. Ein Linker hilft Putin, Tagesspiegel.	
	 de, 27.5.2015, https://www.tagesspiegel.de/politik/mdb-andrej-hunko-in-moskau-ein-linker-hilft-putin/11830476.	
	 html.
144.	 Meisner, Matthias; von Salzen, Claudia: Linken-Abgeordnete auf Abenteuertour im Kriegsgebiet, Tagesspiegel.de, 	
	 20.2.2015, https://www.tagesspiegel.de/politik/wolfgang-gehrcke-und-andrej-hunko-in-der-ostukraine-linken-		
	 abgeordnete- auf-abenteuertour-im-kriegsgebiet/11400156.html.
145.	 Melnyk, Andrij, Botschafter der Ukraine in Deutschland, цит. там же.
146.	 Jakov Samušija, Vorsitzender der Stiftung „Landsmannschaft Donbass“, цит. по: Депутаты Бундестага 
	 передали 6 тонн медикаментов для больниц ДНР и ЛНР, Novorossija.su, 17.2.2015, https://novorossia.su/		
	 news/deputaty-bundestaga- peredali-6-tonn-medikamentov-dlya-bolnic-dnr-i-lnr.
147.	 German Bundestag members collect 130,000 euros for Donbas region, TASS, 26.5.2015, https://tass.com/		
	 world/796723.
148.	 Linke-Abgeordneter: Krim muss als Teil Russlands legitimiert werden, Sputnik, 26.5.2015, https://de.sputniknews.	
	 com/ politik/20150526302498382/.
149.	 Reise nach Donezk — Medien hetzen gegen Linke-Politiker, Sputnik, 5.10.2015, https://de.sputniknews.com/ 		
	 politik/20150220301209378/.
150.	 Linke-Abgeordneter Gehrcke: Ukraine ist undemokratisch und bankrott, Sputnik, 30.6.2015, https://			 
	 de.sputniknews.com/meinungen/20150630303008032/.
151.	 Abgeordnete bei Separatisten. Kiew beschwert sich über Ostukraine-Trip von Linken, spiegel.de, 20.2.2015, 	
	 https://www.spiegel.de/politik/ausland/ukraine-kiew-beschwert-sich-ueber-linke-politiker-hunko-und-			
	 gehrcke-a-1019713.html.
152.	 Spritztour mit Separatistenführer Sachartschenko, sueddeutsche.de, 19.2.2015, https://www.sueddeutsche.de/
	 politik/ linke-abgeordnete-in-der-ostukraine-bundeswehr-abschaffen-wollen-aber-separatisten-			 
	 hofieren-1.2359443-2.
153.	 Bundestagsabgeordnete in Donbass — Hilfsgüter für Kinderklinik in Gorlowka, Sputnik, 21.11.2015, https://		
	 de.sputniknews.com/politik/20151121305824284-linke-bundestagsabgeordnete-hunko-gehrcke-donbass/.
154.	 Putins Fan aus Kwakenbrjuk, Taz.de, 7.3.2017, https://taz.de/Zwielichtiger-Politiker-der-Linkspartei/!5386276/.
155.	 Putin-Fan wegen Wahlbetrugs verurteilt, DW.com, 12.6.2018, https://www.dw.com/de/putin-fan-wegen-		
	 wahlbetrugs- verurteilt/a-44184545.
156.	 Maurer, Andreas, Abgeordneter der Linken Quakenbrück, цит. по: «Лазейка» в Крым: немецкий политик Маурер
	 смог обойти санкционную преграду, politexpert.net, 4.3.2019, https://politexpert.net/143696-lazeika-v-krym-	
	 nemeckii-politik- maurer-smog-oboiti-sankcionnuyu-pregradu.
157.	 Там же.
158.	 Эксклюзив News Front. Парламентарий ФРГ Андреас Маурер о запрете News Front, RT, Sputnik и слежке 	
	 за русскоязычным населением, News-front.info, 15.1.2017, https://news-front.info/2017/01/15/eksklyuziv-		
	 news-front- parlamentarij-frg-andreas-maurer-o-zaprete-news-front-rt-sputnik-i-slezhke-za-russkoyazychnymi/.
159.	 Немецкий политик заявил, что тема Крыма на западе затихает, Ria.ru, 3.3.2019, https://ria.			 
	 ru/20190303/1551512062.html.
160.	 Siebert, Armin: Wahlen im Donbass: Deutscher Wahlbeobachter empört über ARD, Sputnik, 12.11.2018, 
	 https://de.sputniknews.com/politik/20181112322937932-wahlbeobachter-maurer-empoerung-ard/.
161.	 Fays, Jean-Charles: Quakenbrücker Wahlfälschung: Andreas Maurer verurteilt, Noz.de, 11.6.2018, https://www.	
	 noz.de/lokales/samtgemeinde-bersenbrueck/artikel/1257710/quakenbruecker-wahlfaelschung- andreas-maurer-	
	 verurteilt.
162.	 Putin-Fan, (прим. 155).
163.	 Siebert, Armin: Andreas Maurer (Linke): Das ist eine Straße der Schande für die Ukraine, Sputnik, 11.6.2018, 		
	 https://de.sputniknews.com/radio_der_osten_im_fokus/20180611321109347-mauer-strasse-der-schande-		
	 ukraine/.
164.	 Institute for Strategic Dialogue: 2019 EU Elections: Information Operations Analysis, Interim Briefing Paper, 		
	 24.5.2019, S. 6, https://www.isdglobal.org/isd-publications/interim-briefing-propaganda-and-digital-campaigning-	
	 in-the-eu-elections/.
165.	 Dies sind nur drei zentrale Narrative, es werden noch mehr verbreitet, siehe: EU Elections upate: Reaping what
 	 was sown, EU vs Disinfo, 23.5.2019, https://euvsdisinfo.eu/eu-elections-update-reaping-what-was-			 
	 sown/?highlight=EU%20Election.
166.	 BREXIT: Verlassen die Briten das sinkende EU-Mutterschiff?, RT Deutsch, 29.3.2019, https://deutsch.rt.com/		
	 programme/der-fehlende-part/86577-brexit-verlassen-briten-sinkende-eu/.

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 27



167.	 Täuschend echt — das Bemühen der CDU, Interesse bei den CDU-Wählern zu wecken, RT Deutsch, 6.5.2019, 	
	 https://deutsch.rt.com/meinung/87835-tauschend-echt-bemuehen-der-cdu-interesse-an-europawahlen-zu-		
	 wecken/.
168.	 Interaktive Grafiken: Wahlbeteiligung bei Europawahlen. Bpb.de, 5.6.2014, https://www.bpb.de/dialog/ 		
	 europawahlblog-2014/185215/interaktive-grafiken-die-wahlbeteiligung-bei-europawahlen.
169.	 Kramp-Karrenbauer übernimmt Verteidigungsministerium, bmvg.de, 17.7.2019, https://www.bmvg.de/de/		
	 aktuelles/kramp-karrenbauer-uebernimmt-verteidigungsministerium-74760.
170.	 Europäische Großmachtfantasien: Wie die Union sich als Moralapostel aufspielt, Sputnik, 21.5.2019, https://		
	 de.sputniknews.com/kommentare/20190521325020467-europaeische-grossmachtfantasien/.
171.	 EU Elections Update: The Long Game, 2.5.2019, https://euvsdisinfo.eu/eu-elections-update-the-long-			
	 game/?highlight=EU%20Election.
172.	 Interview des AfD-Spitzenkandidaten Jörg Meuthen mit Sputnik, 9.2.2019, https://de.sputniknews.com/ 		
	 politik/20190209323861925-meuthen-kritik-eu-dexit/.
173.	 ФБК: Телеканал RT накручивает миллионные просмотры в интернете через порносайты и азиатских 
	 ботов, newsru.com, 2.4.2020, https://www.newsru.com/russia/02apr2020/rt_nakrutka.html.
174.	 Trolling European Elections 2014-2019, EU vs Disinfo, 20.5.2019, https://euvsdisinfo.eu/trolling-european-		
	 elections- 2014-2019/?highlight=EU%20Election.
175.	 Cardiff University Crime & Security Research Institute: The Internet Research Agency in Europe 2014-2016. 		
	 Cardiff 2019, S. 1, 16. https://static1.squarespace.com/static/57875c16197aea2902e3820e/t/5cd14804104c7b	
	 b3cafeaa06/1557219339758/ The+Internet+Research+Agency+In+Europe+2014-2016.pdf.
176.	 Там же, S. 14.
177.	 В 2016 году выборы прошли в Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксонии-Анхальт, см.: там же, S. 	
	 16-17.
178.	 Institute for Strategic Dialogue, (прим. 164), S. 6.
179.	 Gerasimov, Valerij, цит. по: Spahn, Susanne: Das Ukraine-Bild in Deutschland: Die Rolle der russischen Medien. 	
	 Wie Russland die deutsche Öffentlichkeit beeinflusst. Hamburg 2016, S. 15.
180.	 Franke, Ulrik: War by Non-Military Means. Understanding Russian Information Warfare, FOI-R-4065-SE, März 		
	 2015, S. 27-31.
181.	 Dekoder, https://www.dekoder.org/.
182.	 Disinformation Review, https://euvsdisinfo.eu/disinfo-review/.
183.	 Немецкую версию Stop Fake, см. по: https://www.stopfake.org/de/tag/stopfake-	deutsch/.
184.	 National Cyber Security Centre: https://www.ncsc.gov.uk/news/reckless-campaign-cyber-attacks-russian-
	 military- intelligence-service-exposed&xid=25657,15700023,15700124,15700149,15700186,
	 15700191,15700201,15700214.
185.	 Auch Bundesregierung sieht Russland hinter Cyberangriffen, Tagesspiegel.de, 5.10.2018, https://www.		
	 tagesspiegel.de/ politik/cyberattacken-auch-bundesregierung-sieht-russland-hinter-hackerangriffen/23152618.	
	 html.   —    Haftbefehl gegen russischen Hacker, Tagesschau.de, 5.5.2020, https://www.tagesschau.de/		
	 investigativ/ndr-wdr/hacker-177.html.
186.	 RT Deutsch Exklusiv-Interviews mit Bundesaußenminister Siegmar Gabriel, RT Deutsch, 29.11.2017, https://	
	 deutsch.rt.com/international/61395-exklusiv-sigmar-gabriel-russland-sanktionen/, 20.9.2017, https://	
	 deutsch.rt.com/inland/57606-bundesaussenminister-gabriel-im-rt-gesprach/, 8.9.2017, https://deutsch.rt.com/	
	 international/57023-sigmar-gabriel-exklusiv-im-rt-interview-russland-deutschland- brauchen-einander/, 
	 Interview mit Bundesjustizministerin Katarina Barley, RT Deutsch, 11.4.2019, https://deutsch.rt.com/			
	 inland/87031-ministerin-barley-im-rt-gesprach/.
187.	 Emmanuel Macron, Präsident Frankreichs, zit. in: Stöber, Silvia: Macron kritisiert RT und Sputnik scharf, 		
	 Tagesschau.de, 30.5.2017, https://www.tagesschau.de/faktenfinder/ausland/macron-rt-sputnik-101.html.

 Д-р Сюзанне Шпан

живет в Берлине как внештатный историк Восточной Европы, политолог и 
журналист. После изучения восточноевропейской истории, славистики и поли-
тологии в университетах Санкт-Петербурга и Кельна, в 2011 году она получила 
докторскую степень (magna cum laude). Доктор Шпан прошла стажировку 
в Süddeutsche Zeitung и в 2010/11 году писала статьи из Москвы для, среди 
прочих, die Welt, Deutsche Welle, Zeit online, Magazin Außenwirtschaft и других. 
Она пишет научные анализы и исследования, в том числе по информационной 
политике России и российским СМИ в Германии для журналов и политических 
фондов.

9.	 Автор

РОССИЙСКИЕ МАСС-МЕДИА В ГЕРМАНИИ 28



9.	 Автор


